Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Статьи

Под алым флагом революции

История отечественного Военно-Морского Флота неотделима от истории борьбы рабочего класса и всех трудящихся России за свержение царского самодержавия, гнета помещиков и капиталистов. Большую роль в революционизировании матросских масс сыграла систематическая работа, проводимая партией большевиков на кораблях и в частях флота.

В июне 1905 года революционный красный флаг взвился над черноморским эскадренным броненосцем "Князь Потемкин-Таврический" и присоединившимися к нему эскадренным броненосцем "Георгий Победоносец", миноносцем № 267 и гидрографическим судном "Веха". В июле восстали флотские экипажи в Либаве (Лиепая), а в ноябре - матросы учебно-артиллерийского и учебно-минного отрядов и флотских экипажей в Кронштадте. Вслед за ними вспыхнуло восстание на крейсере "Очаков", эскадренном броненосце "Пантелеймон" (бывший "Князь Потемкин-Таврический"), минном крейсере "Гридень", эсминцах "Свирепый", "Заветный", миноносце № 270, учебных судах "Прут" и "Днестр".

Ряд мощных революционных выступлений моряков прошел и в 1906 году. В январе восстали матросы Владивостокской крепости и кораблей Сибирской флотилии, а в мае - флотские команды Каспийской флотилии в Баку. В июле - августе вспыхнуло восстание Свеаборгского гарнизона и флотских береговых команд в Гельсингфорсе. Вслед за ними восстали личный состав крейсера "Память Азова" и флотские экипажи в Кронштадте. Наконец, в 1907 году выступили революционно настроенные моряки минной школы, эсминца "Скорый" и других кораблей Сибирской флотилии во Владивостоке.

Опыт восстаний на кораблях и в частях флота в период революции 1905-1907 годов наглядно продемонстрировал, что в лице моряков российский пролетариат имеет надежных соратников в общей борьбе. В героическую летопись революционной борьбы нашего народа против самодержавия навсегда вошли имена отважных моряков-революционеров лейтенанта П. П. Шмидта, кондуктора С. П. Частника, матросов Н. Г. Антоненко, Г. П. Вакуленчука, А. И. Гладкова, А. Н. Матюшенко, А. М. Петрова и сотен других борцов за свободу.

Оценивая революционные выступления военных моряков, В. И. Ленин в статье "Революционная армия и революционное правительство" писал: "Восстание в Одессе и переход на сторону революции броненосца "Потемкин" ознаменовали новый и крупный шаг вперед в развитии революционного движения против самодержавия...

Громадное значение последних одесских событий состоит именно в том, что здесь впервые крупная часть военной силы царизма, - целый броненосец, - перешла открыто на сторону революции... Посланные против революционного броненосца "Потемкина" военные суда отказались бороться против товарищей... В Либаве и Кронштадте матросы тоже восстают; учащаются столкновения с войском; идет (в Либаве) бой на баррикадах матросов в рабочих против солдат... Царское правительство оказалось без флота".

Поражение царизма в русско-японской войне вскрыло всю гниль, отсталость и неподготовленность вооруженных сил самодержавия. Для восполнения состава флота, понесшего тяжелые потери, в 1907 году морским ведомством была разработана новая судостроительная программа. Новые корабли, самая современная по тем временам боевая техника требовали, по словам В. И. Ленина, "высококачественного человеческого материала. Без инициативного, сознательного солдата и матроса невозможен успех в современной войне".

С началом первой мировой войны с фабрик и заводов, от станков и доменных печей на корабли и в береговые части были призваны тысячи рабочих, многие из которых уже прошли школу революционной. борьбы на баррикадах и в подполье в 1905-1907 годах. Это дало новый толчок революционному движению на флоте. В 1915 году в Гельсингфорсе вспыхнуло восстание на новейшем линейном корабле "Гангут", поддержанное экипажами линкора "Император Павел I", крейсеров "Рюрик", "Россия", "Громобой" и "Баян". В октябре того же года на Балтике был создан Главный судовой комитет РСДРП(б) во главе с матросами-большевиками И. Д. Сладковым и Т. И. Ульянцевым, сосредоточивший в своих руках всю революционную работу на флоте.

В феврале 1917 года российский пролетариат в союзе с беднейшим крестьянством, трудовой интеллигенцией и революционными воинами армии и флота сверг царское самодержавие. Это событие было с радостью встречено военными моряками. Первыми 3 марта подняли алый стяг революции в Гельсингфорсе матросы линкора "Император Павел I" (в апреле 1917 года переименован в "Республику"); вслед за ним красные флаги взвились и над другими кораблями флота.

В конце апреля на Балтийском флоте по инициативе матросов-большевиков был создан Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт), председателем которого был избран большевик П. Е. Дыбенко. Аналогичные комитеты были избраны на Черноморском флоте и военных флотилиях. Комитеты явились высшими инстанциями на флотах и флотилиях, без одобрения которыми командование не могло провести в жизнь ни один приказ.

Состоявшийся 26 июля - 3 августа 1917 года VI съезд РСДРП(б) определил задачи партии на ближайший период и взял курс на вооруженное восстание. 7 октября вернулся в Петроград В. И. Ленин, взявший всю подготовку восстания в свои руки. Определяя роль Балтийского флота в предстоящих событиях, он писал: "Флот, Кронштадт, Выборг, Ревель могут и должны пойти на Питер, разгромить корниловские полки, поднять обе столицы, двинуть массовую агитацию за власть, немедленно передающую землю крестьянам и немедленно предлагающую мир, свергнуть правительство Керенского, создать эту власть".

Выполняя решения партии, балтийцы приступили к мобилизации и организации сил. В Кронштадте и Гельсингфорсе началось формирование и вооружение матросских отрядов, Центробалт установил жесткий контроль за деятельностью телеграфа, телефонных и радиостанций. Телеграфируя в Петроград о подготовке к восстанию, Центробалт сообщил: "...Балтийский флот зорко следит за центром и колыбелью революции - Петроградом. По первому зову Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов наша помощь и наше оружие-вместе с вами".

Вечером 24 октября в Смольном В. И. Ленин рассмотрел и утвердил оперативный план выступления, составленный на основе его указаний, и с этого момента непосредственно приступил к руководству восстанием. Отмечая первостепенное значение захвата власти в столице, он писал: "Комбинировать наши три главные силы: флот, рабочих и войсковые части... Выделить самые решительные элементы (наших "ударников" и рабочую молодежь, а равно лучших матросов) в небольшие отряды для занятия ими всех важнейших пунктов и для участия их везде, во всех важных операциях..."

В тот же день Военно-революционный комитет, возглавляемый Н. И. Подвойским, отправил в главную базу Балтийского флота Гельсингфорс условную радиограмму-приказ о немедленной высылке в Петроград кораблей и отрядов вооруженных моряков. Для участия в восстании в Неву вошли крейсер "Аврора", эсминцы "Забияка" и "Самсон", минные заградители "Амур" и "Хопер", сторожевое судно "Ястреб", яхта "Зарница", учебное судно "Верный", тральщики № 14 и 15. Учебный линкор "Заря свободы" стал на якорь в устье Морского канала. Высадка сводного отряда из нескольких тысяч кронштадтских и гельсингфорсских матросов закончилась к 18 часам 25 октября.

В 20 часов 25 минут буржуазному Временному правительству был предъявлен ультиматум с требованием о сдаче, а в 21 час 45 минут с "Авроры" прозвучал сигнал (холостой выстрел), известивший о начале штурма Зимнего дворца. В 2 часа 10 минут 26 октября последнее убежище Временного правительства прекратило сопротивление. Так победоносно завершилось вооруженное восстание в Петрограде. Победы восставшего пролетариата следовали одна за другой, и к февралю 1918 года Советская власть утвердилась по всей стране. В борьбе за ее установление наряду с красногвардейцами и революционными солдатами особую роль сыграли военные моряки.

Отмечая их заслуги в революции, В. И. Ленин на I Всероссийском съезде военного флота говорил: "...Во флоте мы видим блестящий образец творческих возможностей трудящихся масс, в этом отношении флот показал себя, как передовой отряд".

Международный империализм и внутренняя контрреволюция, стремясь задушить первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян, начали открытую военную интервенцию.

Для организации отпора врагам пролетарской революции Коммунистическая партия принимала все меры. 15 января 1918 года Совет Народных Комиссаров Республики принял декрет об образовании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января - о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота. 29 мая на сессии ВЦИК было принято постановление об обязательной военной службе, на основании которого уже в июне был проведен первый призыв.

Особую роль в строительстве Вооруженных Сил сыграл состоявшийся в начале июля 1918 года V съезд Советов. Благодаря неустанным заботам Коммунистической партии вся страна быстро была превращена в единый военный лагерь.

Из-за слаборазвитого железнодорожного транспорта, а также вследствие недостаточной артиллерийской оснащенности сухопутных войск в годы гражданской войны большое значение приобрели речные и озерные флотилии, формирование которых происходило за счет мобилизованных и вооруженных полевыми и морскими орудиями гражданских судов. Часть кораблей была передана также из состава Балтийского и Черноморского флотов и флотилии Северного Ледовитого океана. За годы войны на различных театрах боевых действий были сформированы 34 речные и озерные флотилии и 9 самостоятельных отрядов вооруженных кораблей и катеров общей численностью более 2000 судов.

Действуя плечом к плечу с войсками Красной Армии, военные моряки вели бои с морскими и речными силами интервентов и белогвардейцев, высаживали десанты, оказывали сухопутным частям огневую поддержку, производили переправы войск через водные рубежи, обеспечивали народнохозяйственные перевозки.

Балтийский флот оказывал необходимую помощь частям 7-й армии Западного фронта при обороне Петрограда. Несмотря на тяжелые условия базирования, острую нехватку личного состава и топлива, балтийцы твердо стояли на защите завоеваний революции. Корабли и личный состав флота являлись основой при формировании большинства флотилий. Тысячи преданных делу Октября балтийских матросов были направлены на сухопутный фронт.

В августе 1918 года, обороняя подступы к Петрограду со стороны моря, балтийцы по приказу В. И. Ленина выставили минное заграждение. Они систематически проводили боевое траление и осуществляли огневую поддержку сухопутным войскам. Эскадренные миноносцы и подводные лодки действующего отряда неоднократно вступали в бой с кораблями англо-эстонских интервентов и наносили им большие потери, а линейные и другие корабли флота громили белогвардейскую армию Юденича на берегу.

Осенью 1919 года, потеряв только потопленными 18 кораблей, англичане были вынуждены прекратить боевые действия и покинуть Финский залив.

Действовавшая на Онежском и Ладожском озерах Онежская флотилия под командованием Э. С. Панцержанского, прикрывая подступы к Петрограду с северо-запада, обеспечивала действия частей Красной Армии на межозерном участке фронта. 27 июня 1919 года главные силы флотилии, пополненные кораблями Балтийского флота, успешно провели высадку тактического десанта в устье реки Видлица, в итоге которой противник был разбит и отброшен к финляндской границе.

Летом 1918 года, в наиболее тяжелый для Советской 'Республики период, на Волге и ее притоках для взаимодействия с частями Красной Армии было создано несколько военных флотилий, которые оказали неоценимую помощь нашим сухопутным войскам при взятии Казани, Вольска, Самары, Симбирска и других городов. В октябре 1918 года корабли Волжской флотилии, вступив в бой с белогвардейской флотилией на Каме, нанесли ей серьезный урон, вынудив отказаться от дальнейших действий и спешно уйти на север.

На Каспийском море не менее успешно вела бои с флотом интервентов и белогвардейцев Астрахано-Каспийская (с июля 1919 года - Волжско-Каспийская) флотилия. Усиленная миноносцами и подводными лодками, прибывшими по указанию В. И. Ленина с Балтийского моря, эта флотилия весной и летом 1919 года принимала деятельное участие в обороне Астрахани и Царицына, а весной 1920 года - в освобождении многих населенных пунктов Северного Прикаспия и разгроме английских интервентов в Закавказье.

Созданная в августе 1918 года для борьбы с английскими интервентами и белогвардейцами Северо-Двинская флотилия осенью 1918 года совместно с частями Красной Армии сорвала все попытки противника прорвать фронт и соединиться с армией Колчака.

На Днепре, Припяти и Березине против войск буржуазно-помещичьей Польши, белогвардейцев и банд украинских националистов в 1919-1920 годах успешно действовали корабли Днепровской военной флотилии, а на Азовском море, Кубани и Дону в разгроме белой армии Врангеля большую помощь войскам Южного, Юго-Западного и Кавказского фронтов оказали корабли и части Азовской флотилии.

Большой вклад в дело защиты завоеваний Октября внес также личный состав Аральской, Байкальской, Волхово-Ильменской, Доно-Азовской, Донской, Дунайской, Енисейской, Западно-Двинской, Сибирской и других флотилий. В годы гражданской войны около 75 тысяч военных моряков сражались не только на кораблях, но и на сухопутных фронтах в составе экспедиционных отрядов.

Созданный по воле Коммунистической партии и вождя революции В. И. Ленина молодой Рабоче-Крестьянский Красный Флот стал неотъемлемой частью Вооруженных Сил страны и полностью оправдал доверие партии. Советского правительства и народа.

За мужество и героизм, проявленные в боях в годы гражданской войны, эскадренный миноносец "Карл Либкнехт" Волжско-Каспийской флотилии, днепровские канонерские лодки "Геройский", "Грозящий", "Губительный", "Малый", "Могучий", "Мстительный" и тральщик "Трал", посыльное судно "Борец за свободу" Волжской военной флотилии и гарнизон форта Передовой флота Балтийского моря были удостоены высших наград Республики - Почетных революционных Красных знамен, многие военные моряки награждены орденом Красного Знамени.

При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru