Слава и гордость Российского флота
Народы нашего многонационального государства с древнейших времен были связаны с морем. Хотя официальной датой основания российского регулярного флота считается 1696 год, а постройка первого в России военного корабля была закончена в мае 1669 года, истоки отечественного Военно-Морского Флота уходят в глубокую древность. Племенам восточных славян приходилось совершать длительные морские походы, защищая свою независимость. На легких, но достаточно мореходных судах они достигали не только столицы Византии Константинополя, но и предпринимали смелые плавания далеко за пределы Черного моря.
В начале IX века большое значение в жизни восточных славян приобрел торговый путь "из варяг в греки", пролегавший из Балтийского в Черное и Каспийское моря. С этого времени морские походы русских стали систематическими.
На севере Руси интенсивную морскую торговлю со многими государствами и городами вели новгородцы и русские поселенцы на побережье Белого моря - поморы. Промышляя рыбу, пушного и морского зверя, они из года в год преодолевали льды и штормы и все дальше проникали в северные и восточные районы Ледовитого океана. В 1595 году русские достигли устья Оби, где основали город Обдорск (Салехард), а в 1601-1602 годах- Тазовской губы, где пять лет спустя возник центр торговли пушниной - город Мангазея. Совершая героические плавания, русские первопроходцы вскоре достигли Таймыра и устья Лены, побывали в устье Яны и Индигирки. В 1647 году коч казачьего десятника Василия Бугра прошел моря Лаптевых и Восточно-Сибирское и достиг Колымы. Выйдя из Нижнеколымска, морская экспедиция казака Семена Дежнева 20 сентября 1648 года пробилась до самой восточной точки азиатского материка и обогнула его. Было совершено великое географическое открытие. Русские суда прошли проливом, отделяющим Азию от Америки.
Конец XVII века ознаменовался еще одним открытием русских мореплавателей: в 1697 году казак В. В. Атласов первым из европейцев достиг побережья Камчатки и Курильских островов.
Однако Россия в конце XVII века имела только один порт - Архангельск, да и тот на замерзающем Белом море, вдали от международных торговых путей. Крепнущему российскому государству были крайне необходимы выходы в Балтику и южные моря. Этого требовала не только быстро развивающаяся экономика страны, но и необходимость защиты границ от набегов крымских татар на юге и шведов на северо-западе. Характеризуя международную обстановку тех времен. Карл Маркс писал, что ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны. Россия не могла оставить устье Невы в руках шведов так же, как устья Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар.
Уже военная кампания 1695 года доказала Петру Первому, что для успешного решения этой жизненно важной проблемы необходим флот. Поэтому, готовясь к новому походу, Петр приступил к созданию судостроительных верфей на Волге, Дону и их притоках, а затем и к постройке боевых кораблей.
Направив все усилия на юг, Петр Первый в 1696 году овладел расположенной в месте впадения Дона в Азовское море турецкой крепостью Азов. Эта победа, в результате которой русские суда получили свободный выход в Азовское море, вдохновила Петра на борьбу со Швецией за выходы в Балтику. В ходе многолетней кампании, вошедшей в историю под названием Северной войны, Россия начиная с 1702 года приступила к созданию Балтийского флота.
Разгром шведской армии под Полтавой в 1709 году обеспечил России возможность продолжать борьбу за выход к морю. Действуя бок о бок с войсками, молодой флот в те годы вписал ряд блестящих страниц в историю нашей страны. Гангутская победа и бой у острова Эзель, осада и взятие Выборга, победа у острова Гренгам покрыли неувядаемой славой боевые знамена русской армии и флота. В этих сражениях прогремела боевая слава кораблей российского регулярного флота: "Ингерманланда", "Полтавы", "Штандарта" и других.
Эти победы повлияли на исход всей войны. Россия вернула себе отторгнутые иноземными захватчиками земли северо-восточного побережья Финского залива и укрепилась на берегах Балтийского моря.
На вторую половину XVIII века приходятся такие знаменательные события в истории отечественного флота и российского государства, как первый выход кораблей регулярного флота за пределы Балтийского моря, создание Черноморского флота и его главной базы- города Севастополя.
После русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия получила выход к Черному морю между Бугом и Днепром, а также право свободного плавания торговых судов по Черному морю и прохода через проливы в Средиземное море. Незабываемой страницей этой войны явилась победа российского флота при Чесме 26 июня 1770 года, в результате которой соотношение сил не только в Архипелаге, но и на Черном море изменилось в пользу России. Разгром турецкого флота существенно дополнил успехи русских войск на сухопутном фронте, оказал значительное влияние на дальнейшие события и итоги войны.
В войну 1787-1791 годов российский Черноморский флот вступил, имея в своем составе 5 линейных кораблей, 19 фрегатов, бомбардирский корабль и 12 вспомогательных судов. В марте 1790 года в командование флотом вступил контр-адмирал Ф. Ф. Ушаков, под чьим руководством был одержан целый ряд блестящих побед.
В борьбе за выход к Дунаю русские войска овладели крепостями Бендеры. Аккерман и Хаджибей, а затем с помощью флота Тульчинским замком, Исакчей. 11 декабря 1790 года после упорной осады и штурма капитулировала считавшаяся неприступной крепость Измаил.
В это же время корабли Балтийского флота отражали агрессию Швеции, пытавшейся отторгнуть русские земли в Прибалтике. Нанеся поражения шведскому флоту у Гогланда, Роченсальма, Ревеля и в Выборгском заливе, русская эскадра способствовала победоносному окончанию войны.
В войнах с наполеоновской Францией 1798-1800 и 1805-1807 годов, а также с Турцией 1806-1812 годов Черноморская и Балтийская эскадры адмиралов Ф. Ф. Ушакова и Д. Н. Сенявина добились блестящих побед на Средиземном море. Действуя вдали от своих баз, ощущая серьезные трудности со снабжением и другими видами обеспечения боевой деятельности, русские моряки проявили чудеса мужества и отваги, осуществив штурм считавшейся неприступной крепости Корфу, и нанесли поражения флоту противника в сражениях у Афона и Дарданелл.
Знаменательной вехой в истории российского флота явилось сражение в Наваринской бухте, где 25 сентября 1827 года объединенная англо-франко-русская эскадра в четырехчасовом упорном бою наголову разбила турецко-египетский флот. Решающая роль в этом сражении принадлежит русским морякам, разгромившим весь центр и правый фланг неприятельского флота.
Еще большего результата добился русский флот в бою в Синопской бухте, состоявшемся в начале Крымской войны. 6 ноября 1853 года эскадра Черноморского флота под командованием контр-адмирала П. С. Нахимова, несмотря на численное превосходство турецкого флота, вступила в решительный бой и истребила корабли и береговые батареи противника. Это последнее в истории сражение парусных кораблей принесло громкую славу российскому флоту.
В боевую летопись отечественного Военно-Морского Флота навсегда вошли имена прославленных русских флотоводцев и военачальников - героев Крымской войны: вице-адмиралов В. А. Корнилова и П. С. Нахимова, контр-адмиралов В. И. Истомина и В. С. Завойко, командиров кораблей капитан-лейтенантов Г. И. Бутакова и И. Н. Изыльметьева, простых русских матросов Петра Кошки, Игната Шевченко, Федора Заики и многих других.
После поражения в Крымской войне царская Россия лишилась военного флота на Черном море, поэтому в русско-турецкую войну 1877-1878 годов она вступила практически без боевых кораблей. Однако и в этих трудных условиях русские моряки достойно проявили себя. Благодаря энергии и стараниям передовых офицеров флота капитан-лейтенанта Н. М. Баранова, лейтенанта С. О. Макарова и других для действий против турецкого флота, в составе которого были уже броненосные корабли, использовались минные катера и шлюпки, а также мобилизованные для военных целей и вооруженные быстроходные коммерческие пароходы.
В январе 1878 года С. О. Макаров впервые в истории применил торпедное оружие с катеров, потопив на Батумском рейде турецкий сторожевой пароход "Интибах".
В историю нашего флота вписаны подвиги экипажей крейсера 1 ранга "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", миноносца "Стерегущий" и броненосного крейсера "Дмитрий Донской", минного заградителя "Амур" и броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков", до конца выполнивших свой воинский долг перед Отчизной во время русско-японской войны.
В годы первой мировой войны русские моряки приумножили славу Военно-морского Флота. На Черном море и Балтике, в водах Средиземного моря и в Заполярье они стойко и мужественно несли боевую вахту. Героические подвиги экипажей линейного корабля "Слава", эсминцев "Гром" и "Новик", канонерских лодок "Грозящий" и "Храбрый", подводного минного заградителя "Краб" навсегда останутся в памяти советских людей. Закаленные в жестоких боях военные моряки недаром сразу влились в ударные силы революции.
Осуществляя длительные плавания, наши соотечественники совершили десятки великих научных открытий. Первая и Вторая Камчатские экспедиции, состоявшиеся в первой половине XVIII века под руководством флотских офицеров Витуса Беринга, А. И. Чирикова, С. Г. Малыгина, Д. А. Овцына, В. В. Прончищева, Харитона и Дмитрия Лаптевых, внесли много нового в историю изучения и освоения морей Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана, позволили русским исследователям открыть целый ряд островов и земель, в том числе северо-западное побережье Америки, острова Алеутской и Курильской гряды.
Поистине выдающимися географическими открытиями ознаменовались русские кругосветные и полукругосветные плавания первой половины XIX века под командованием офицеров И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, В. М. Головнина, М. П. Лазарева, О. Е. Коцебу и других. Они подняли на небывалую высоту авторитет русских мореплавателей. Особое место в ряду научных подвигов тех времен занимает открытие Антарктиды экспедицией капитана 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный" в 1819-1821 годах.
Русским морякам и ученым принадлежит приоритет в создании многих видов боевой техники и вооружения, в развитии кораблестроительной науки. Немалую роль в этом сыграл Петр Первый, лично разработавший чертежи и построивший несколько кораблей, а также талантливые русские кораблестроители Козенец и Феодосии Скляев. Тогда же известный русский умелец Ефим Никонов начал работы по созданию "потаенного судна"-прототипа подводной лодки, к сожалению, работы были прекращены после смерти Петра.
Построенные известным русским кораблестроителем А. М. Курочкиным линейные корабли типа "Сильный" (1804 г.) и "Орел" (1807 г.) были признаны лучшими в мире. В 1815 году русскими мастерами был построен первый в мире пароход "Елизавета", а через два года вступил в строй самый быстроходный пароход "Скорый". В 1848 году в составе российского флота появился первый корабль с винтовым движителем - фрегат "Архимед", построенный инженером И. А. Амосовым.
Минное оружие, без которого сейчас немыслимы боевые действия на море, является также детищем русских ученых.
С появлением мин и торпед Россия первой приступила к строительству кораблей таких классов, как минные катера, ставшие прообразом современных торпедных катеров, и минные заградители. В 1854 году русским инженером И. Ф. Александровским был разработан проект подводной лодки водоизмещением 360 тонн. Им же в 1863 году - на 7 лет раньше, чем в Англии - была изобретена и торпеда.
В начале XX века передовые идеи, новаторство русских ученых-кораблестроителей А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова и других позволили спроектировать и построить лучшие в мире линейные корабли типа "Севастополь", эскадренные миноносцы типа "Новик", подводные лодки типа "Барс" и "Морж". Тогда же в Николаеве талантливым инженером М. П. Налетовым был построен первый в мире подводный минный заградитель "Краб".
Военные моряки гордятся тем, что из флотской среды вышли и работали на благо родного флота такие талантливые и известные всему миру деятели науки, техники, культуры и искусства, как творцы первого в мире ледокола С. О. Макаров и первого самолета А. Ф. Можайский, изобретатель радио А. С. Попов, писатель К. М. Станюкович и создатель Толкового словаря русского языка В. И. Даль, композитор Н. А. Римский-Корсаков, художники И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов и В. В. Верещагин.
Славная традиция быть первыми в мореплавании, в развитии военно-морского искусства, науки и техники постоянно развивается советскими военными моряками, унаследовавшими от российского флота все самое передовое и лучшее.
|