Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Статьи

В огне Великой Отечественной Войны

Разгромив белогвардейцев и интервентов в годы гражданской войны, наша страна приступила к восстановлению народного хозяйства и наряду с решением задач по подъему социалистической экономики уделяла большое внимание укреплению Вооруженных Сил. Состоявшийся в марте 1921 года Х съезд партии принял решение о возрождении и укреплении Рабоче-Крестьянского Красного Флота и пополнении его преданным революции личным составом. Большую роль в выполнении этого постановления сыграл Ленинский комсомол, принявший 16 октября 1922 года на своем V съезде решение о шефстве над Военно-Морским Флотом.

Прибывшие по призыву партии на корабли, в военно-морские учебные заведения и береговые части тысячи комсомольцев дружно взялись за восстановление флота. Уже в 1922 году на просторы Балтики вышли линкор "Марат", дивизионы эсминцев и подводных лодок, учебный корабль "Комсомолец" (бывший "Океан"). Днем и ночью вели боевое траление неутомимые "пахари моря" - тральщики. К весне 1923 года на Балтике вступил в строй легендарный крейсер "Аврора", а на Черном море вышел в первое плавание крейсер "Коминтерн" ("Память Меркурия"), ставшие учебными кораблями.

Боевая мощь Красного Флота росла с каждым годом. Если в 1923 году водоизмещение всех его кораблей было 82 тысячи тонн, то уже к концу 1926 года оно достигло 140 тысяч тонн. В 1924 году "Аврора" и "Комсомолец" вышли в первый дальний поход вокруг Скандинавии из Кронштадта в Архангельск и обратно. Подобные заграничные плавания советские корабли стали совершать почти ежегодно.

Быстрый рост индустриализации страны, подъем ее экономики позволил уже в декабре 1926 года приступить к постройке новых кораблей и подводных лодок. Согласно первой кораблестроительной программе, утвержденной Советом Труда и Обороны, в первую пятилетку намечалось заложить и построить 18 сторожевых кораблей типа "Ураган", 12 подводных лодок типа "Декабрист" и "Ленинец" и 36 торпедных катеров типа "Ш-4". Уже в 1932 году были созданы Морские силы на Дальнем Востоке, а год спустя-и на Севере.

В тридцатые годы нашей судостроительной промышленностью были разработаны проекты кораблей различных классов, в том числе легкие крейсера "Киров" и "Максим Горький", эскадренные миноносцы типа "Гневный" и "Сторожевой", лидеры типа "Ленинград", большие подводные лодки типа "К", средние-типа "С", "Щ" и "П", малые-типа "М", речные мониторы типа "Железняков" и "Ударный", базовые тральщики типа "Фугас", торпедные катера типа "Г-5" и "Д-3", малые охотники за подводными лодками "МО-ГУ". На вооружении этих кораблей была самая совершенная в то время техника, созданная советскими учеными и конструкторами. Одновременно уделялось большое внимание укреплению и развитию береговой артиллерии и морской авиации.

Благодаря неустанной заботе Коммунистической партии и советского народа к моменту вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Военно-Морской Флот представлял собой значительную силу. Он состоял из четырех крупных оперативных объединений - Северного, Краснознаменного Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов,- Дунайской, Пинской, Каспийской и Краснознаменной Амурской флотилий, в составе которых было 3 линейных корабля, 7 легких крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 269 торпедных катеров, 2581 боевой самолет и 260 батарей береговой обороны. С первого же часа Великой Отечественной войны и до последних ее залпов советские моряки вместе с воинами других видов Вооруженных Сил стойко и мужественно защищали первое в мире социалистическое государство. Переведенные в немедленную боевую готовность еще до начала боевых действий, флоты и флотилии организованно отразили первые удары авиации противника.

Советский Военно-Морской Флот внес достойный вклад в общее дело победы над ненавистным врагом. Более 400 тысяч военных моряков сражались на всех фронтах боевых действий, обороняли Киев и Одессу, Ленинград и Москву, Севастополь и Сталинград, сражались у стен Новороссийска и в Керчи.

Северный флот, действуя в суровых климатических условиях Заполярья, сразу же включился в упорнейшие бои на мурманском направлении с отборными горноегерскими частями германской армии. Высадками морских десантов, активными действиями подводных лодок, торпедных катеров и авиации на морских сообщениях, артиллерийской поддержкой с кораблей и бомбоштурмовыми ударами авиации по скоплениям войск, укреплениям и базам противника, отправкой на сухопутный фронт маршевых батальонов североморцы помогали войскам Карельского фронта отстоять свою главную базу Полярное и один из крупнейших на Севере незамерзающий порт Мурманск. Остановленный в первые месяцы войны на рубеже реки Западная Лица, враг был вынужден прекратить наступление в Заполярье.

Подводники Северного флота М. И. Гаджиев, И. А. Колышкин, И. Ф. Кучеренко, Н. А. Лунин, В. Г. Стариков, И. И. Фисанович и Г. И. Щедрин, катерники В. Н. Алексеев, В. И. Быков, И. М. Желваков, А. И. Кисов, С. Г. Коршунович, Г. Д. Курбатов, В. М. Лозовский, Б. Т. Павлов и Г. М. Паламарчук были удостоены звания Героя Советского Союза, а командир отряда торпедных катеров А. О. Шабалин и командир авиационного полка Б. Ф. Сафонов этого высокого звания были удостоены дважды. Высокие награды Родины получили многие корабли и части флота. Подводные лодки "Д-3", "М-172", "С-56" и "Щ-402" стали гвардейскими Краснознаменными; гвардейское звание было присвоено также "К-22", "М-171", "М-174" и "Щ-422"; на флагштоках "К-21", "Л-22", "С-51", "С-101", "С-104", "Щ-403", "Щ-404" и "Щ-421" затрепетали орденские Краснознаменные Военно-морские флаги.

Советский народ не забудет бессмертные подвиги экипажей сторожевых кораблей "Туман", "Пассат" и "Бриллиант", тральщика "Т-120", ледокольного парохода "Сибиряков", до конца выполнивших свой долг перед Родиной. Славные страницы в боевую летопись Северного флота внесли моряки гвардейского эсминца "Гремящий", Краснознаменных кораблей: лидера "Баку", эскадренных миноносцев "Грозный", "Громкий" и "Куйбышев", тральщиков "Т-110" и "Т-887".

На заключительном этапе Великой Отечественной войны в октябре 1944 года Северный флот совместно с войсками Карельского фронта участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в результате которой враг был изгнан из советского Заполярья и наши войска освободили часть территории Северной Норвегии. В боях за Печенгу, Линахамари и Киркенес североморцы вновь продемонстрировали массовый героизм и высокое воинское мастерство.

С самого начала войны в сложных условиях оказался Краснознаменный Балтийский флот. Уже в первые дни балтийцы вместе с воинами Красной Армии вели упорнейшие бои за Лиепаю, обороняли Ригу и Рижский залив, в августе 1941 года стояли насмерть на подступах к главной базе флота Таллину. Неувядаемой славой покрыли себя балтийские моряки в жарких сражениях за Моонзундские острова и полуостров Ханко, в беспримерной 900-дневной героической обороне колыбели Октября Ленинграда.

Летом 1941 года, когда Красная Армия вела тяжелые оборонительные бои с полчищами немецко-фашистских войск на огромной территории от Баренцева до Черного моря, авиаторы Балтики с аэродрома острова Сарема (Эзель) нанесли несколько мощных ударов по Берлину. Это был достойный ответ геббельсовской пропаганде, протрубившей на весь мир об "уничтожении" советского флота и авиации.

Навеки вошли в историю эвакуация Таллина и гарнизона Ханко. Десятки кораблей и судов, тысячи моряков военного и торгового флота погибли в этих походах. Кораблям пришлось прорываться через сплошное минное поле, под интенсивной бомбежкой и артиллерийским обстрелом, но большинство из них все же дошло до Кронштадта.

Защищая военно-морские базы и оказывая поддержку сухопутным войскам. Балтийский флот активно действовал на вражеских морских сообщениях. От ударов подводников, авиаторов, катерников противник за годы войны потерял более 600 кораблей и торговых судов, около 400 судов получили тяжелые повреждения. Каждая из этих побед достигалась нелегкой ценой.

Родина высоко оценила заслуги балтийцев. Подводникам С. Н. Богораду, М. С. Калинину, В. К. Коновалову, С. П. Лисину, Е. Я. Осипову и И. В. Травкину, офицерам торпедных катеров А. И. Афанасьеву, В. П. Гуманенко, В. М. Жильцову, И. С. Иванову, С. А. Осипову, А. Г. Свердлову, В. М. Старостину, В. И. Тихонову и Б. П. Ущеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Экипажи подводных лодок "Л-3", "Щ-303" и "Щ-309" были преобразованы в гвардейские; подводные лодки "К-52", "Лембит", "С-13", "Щ-307", "Щ-310", "Щ-320", "Щ-323" и "Щ-406" награждены орденом Красного Знамени.

На протяжении всей войны корабли Балтики оказывали огневое содействие сухопутным войскам. Занимая позиции на Неве и в Кронштадте, линейные корабли, крейсера, эсминцы, канонерские лодки на протяжении двух с половиной лет вели сокрушающий огонь по артиллерийским и минометным батареям, укреплениям и скоплениям вражеских войск у стен Ленинграда. Их ратный подвиг во славу Родины не забыт. Линейный корабль "Октябрьская революция", крейсера "Киров" и "Максим Горький" награждены орденом Красного Знамени, эскадренный миноносец "Стойкий" ("Вице-адмирал Дрозд"), минный заградитель "Марти" ("Ока") и базовый тральщик "Т-205" ("Гафель") удостоены гвардейского звания.

После прорыва блокады Ленинграда балтийские моряки участвовали в освобождении Прибалтики, высаживали десанты на острова в Выборгском заливе и в Моонзундском архипелаге, громили врага в Восточной Пруссии и в Курляндии, на территории Польши и завершили войну 9 мая 1945 года высадкой десанта на датский остров Борнхольм.

Тысячи подвигов совершили в годы войны моряки Черноморского флота. Уже в первые дни флотская авиация и надводные корабли нанесли мощные удары по нефтехранилищам в порту Констанца. В схватках с врагом под Одессой моряки-черноморцы совместно с войсками Приморской армии на 73 дня задержали продвижение вражеских полчищ на южном фланге советско-германского фронта. Надводные корабли флота оказывали защитникам города огневое содействие, конвоировали транспорты с подкреплениями, боеприпасами и боевой техникой, в сентябре у деревни Григорьевка высадили крупный десант, обеспечивали вывоз раненых и эвакуацию гражданского населения. Когда же Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение оставить город, флот без потерь провел операцию по эвакуации войск из Одессы. Эти части затем помогли задержать наступление гитлеровцев на Перекопском перешейке и пополнили ряды защитников Севастополя.

250 огненных дней и ночей продолжалась героическая эпопея обороны Севастополя. Отрезанный полностью с суши город-герой непоколебимо вел упорную оборону. Все эти дни действенную помощь его защитникам оказывали корабли Черноморского флота и суда Черноморского пароходства. Прорываясь сквозь огневые завесы береговых батарей, уклоняясь от многочисленных атак самолетов, подводных лодок и торпедных катеров противника, они доставляли севастопольцам подкрепления, топливо, продовольствие, боеприпасы, а во время разгрузок, несмотря на интенсивное противодействие авиации и артиллерии, вели мощный огонь по вражеским укреплениям. Эти опасные рейсы прошли не бесследно. В тяжелых, насыщенных драматизмом боях погибли крейсер "Червона Украина", эсминцы "Безупречный", "Свободный", базовый тральщик "Т-413" (№ 27), санитарные транспорты "Грузия", "Абхазия". "Белосток", "Сванетия" и другие суда.

В конце декабря 1941 года немецко-фашистское командование предприняло очередной штурм Севастополя. В эти критические дни Черноморский флот встал на защиту своей главной базы. Кроме участия в интенсивных воинских перевозках и огневом содействии защитникам города моряки совместно с войсками Северо-Кавказского фронта провели крупнейшую за годы войны Керченско-Феодосийскую десантную операцию, в результате которой был освобожден Керченский полуостров и сорвана попытка гитлеровцев взять Севастополь.

Бессмертную славу снискали черноморцы и при обороне Кавказа. Защищая Новороссийск, Туапсе, базы и порты на побережье Азовского моря, личный состав Черноморского флота и Азовской военной флотилии показал новые образцы героизма и боевой стойкости.

Отмечая заслуги моряков-черноморцев в разгроме немецко-фашистских захватчиков, Советское правительство наградило линейный корабль "Севастополь", крейсер "Ворошилов", эскадренные миноносцы "Беспощадный", "Бойкий", "Железняков" и "Незаможник", канонерскую лодку "Красная Абхазия", базовые тральщики "Т-412" ("Арсений Расскин"), "Мина", "Трал" и "Щит", санитарный транспорт* "Львов" орденом Красного Знамени. Приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота крейсера "Красный Кавказ", "Красный Крым", эсминец "Сообразительный", тральщик "Т-411" ("Защитник") и сторожевой катер "СКА-065" были удостоены гвардейского звания.

Массовый героизм продемонстрировали моряки Черноморского Флота и Азовской военной флотилии при высадке десантов на Малую землю и в Новороссийск, на побережье Тамани и Керченского полуострова, в Николаев и при освобождении портов Болгарии и Румынии. В этих кровопролитных боях особенно отличились десантники-черноморцы Ц. Л. Куникова и К. Ф. Ольшанского, а также личный состав кораблей, осуществлявших их высадку на берег. За беспримерный героизм, мужество и отвагу многие черноморцы были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе командиры дивизионов, отрядов, звеньев и сторожевых катеров М. Г. Бондаренко, Д. А. Глухов, Г. И. Гнатенко, Ф. С. Дьяченко, И. В. Леднев, А. С. Марков и Н. И. Сипягин, катерники-азовцы А. К. Абдрахманов, В. И. Великий, К. И. Воробьев, В. Н. Денисов, П. И. Державин, Д. П. Левин, М. А. Соколов и В. Г. Ус.

В ходе Крымской наступательной операции подводные лодки, торпедные катера и авиация Черноморского флота блокировали крымскую группировку вражеских войск и активными действиями парализовали связь с портами Румынии и Болгарии. В ходе войны черноморские катерники и подводники показали себя мастерами торпедных атак. Особенно умело и решительно действовали катерники А. Ф. Африканов, А. Г. Кананадзе, С. Н. Котов, К. Г. Кочиев, А. И. Кудерский, Б. М. Першин, В. С. Пилипенко, М. П. По-дымахин, А. Р. Рогачевский, А. А. Сутырин, А. Е. Черцов и И. П. Шенгур, командиры подводных лодок Б. А. Алексеев, М. В. Грешилов, Я. К. Иосселиани, А. Н. Кесаев и М И. Хомяков, удостоенные звания Героя Советского Союза, а также экипажи гвардейских подводных лодок "М-.35", "М-62", "С-33", "Щ-205" и "Щ-215", Краснознаменных "А-5", "Л-4", "М-111", "М-117", "Щ-201" и "Щ-209".

Величественны подвиги моряков Волжской, Пинской, Беломорской, Азовской, Ильменской, Чудской, Онежской, Краснознаменных Каспийской и Ладожской, Краснознаменной, ордена Ушакова Днепровской и Краснознаменной, орденов Нахимова и Кутузова Дунайской флотилий. Артиллерийской поддержкой частей Красной Армии, обеспечением переправ войск и боевой техники через водные рубежи, высадками десантов, доставкой боеприпасов и различного снаряжения, обеспечением безопасности внутренних коммуникаций они внесли достойный вклад в дело победы над ненавистным врагом.

На Дальнем Востоке в боевых действиях, развернувшихся в августе - сентябре 1945 года против японских империалистов, активно участвовали Тихоокеанский флот, Северо-Тихоокеанская и Краснознаменная Амурская военные флотилии. В этих боях военные моряки высадками десантов и артиллерийской поддержкой помогли войскам 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов разгромить миллионную японскую Квантунскую армию и принудить ее и корабли Сунгарийской флотилии к безоговорочной капитуляции. Сторожевые корабли "Метель" и "ЭК-2", минный заградитель "Охотск", тральщики "Т-278" и "Т-281" Тихоокеанского флота, амурские мониторы "Свердлов" и "Сунь Ят-сен", канонерские лодки "Красная звезда" и "Пролетарий" стали гвардейскими, а тихоокеанские эсминец "Войков", сторожевой корабль "Киров", тральщики "Т-275" и "Т-525", большие охотники за подводными лодками "БО-303" и "БО-305" награждены орденом Красного Знамени.

Советский народ никогда не забудет подвиг Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне. Воздавая должное массовой отваге и мужеству матросов, старшин и офицеров в годы войны, Л. И. Брежнев писал: "Разве можно не сказать о героизме и мужестве наших славных орлов-моряков, чьи подвиги на Черном и Балтийском морях, в холодных волнах Северного Ледовитого океана и на тихоокеанских просторах вписали незабываемые страницы в историю Великой Отечественной войны?"

Отгремели бои. В результате научно-технической революции советский Военно-Морской Флот стал ракетно-ядерным, океанским. В далекое прошлое ушли корабли - участники былых боев и сражений. Но их слава живет, как святая святых сохраняются их революционные и боевые традиции военными моряками нынешнего поколения. И как символы бессмертия и незыблемости этих традиций на бортах современных кораблей золотом горят славные имена: "Азов" и "Варяг", "Стерегущий" и "Очаков", "Керчь" и "Красный Кавказ", "Красный Крым" и "Гремящий", "Октябрьская революция" и многие десятки других, навеки вошедших в историю нашей великой Советской державы.

При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru