| |
Достопочтенные комоды...
Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько
Один из апрельских дней 1875 года ознаменовался необычной и чрезвычайно пышной церемонией, происходившей
в устье реки Мидуэй, на расположенной там государственной верфи в Чатэме. Казалось бы, событие хотя и
не рядовое, но весьма частое: на воду спускался очередной броненосец. Но на торжество собралась уж очень
представительная компания: наследница британского престола принцесса Уэльская Александра, совет Адмиралтейства,
почти все правительство, более 100 членов парламента, герцоги, виконты, бароны... Впервые со времен реформации
глава английской церкви, епископ Кентер-берийский провел специальную службу, посвященную кораблю. Также
впервые в Англии, стране традиций, рождалась еще одна - спуск броненосца был произведен членом королевской
фамилии, будущей королевой Александрой. Такое событие не могло не затронуть чувствительных душ руководства,
и новый корабль, названный при закладке "Сьюперб", получил имя своей символической крестной
матери.
Свежеиспеченная "Александра" стала одним из самых известных кораблей Британии и бессменным
флагманом Средиземноморского флота. И тому было немало причин. Едва ли когда до или после нее боевые корабли
несли так много полировки и красного дерева и располагали столь шикарными помещениями, уместными скорее
в каком-нибудь родовом замке. Еще бы, офицерские столовые и кают-компании при высоте потолка почти 4 метра
имели площадь 250 квадратных метров! Не уступали им по размерам и качеству отделки и адмиральские каюты.
Неудивительно, что такой корабль стал излюбленным местом пребывания флагманов. После завершения активной
службы "Александра" стала флагманским кораблем резервного флота, и в последний раз ее орудия
дали залп более чем четверть века спустя чатэмской церемонии во время коронации 1902 года.
Не только благодаря своей роскоши и отделке этот похожий на солидный предмет мебели викторианской эпохи
корабль стал приметной вехой в истории кораблестроения. Более полумиллиона фунтов стерлингов было вбухано
в, по сути дела, морально устаревший проект: "Александра" стала последним представителем казематных
кораблей в Англии.
В предшествующих статьях было рассказано об одной из причин появления казематных кораблей - необходимости
установки более мощных орудий, способных пробивать броню противника (что повлекло за собой уменьшение
их количества и сосредоточение артиллерии в центральной части корабля). Другой причиной стал удачный таранный
удар австрийского броненосца "Фердинанд Макс" в бою при Лиссе, отправивший на дно итальянца
"Ре д'Италия", в последующие годы большое значение стало уделяться таранной тактике и соответственно
продольному огню по носу и корме. Обеспечить такой огонь на загроможденных парусным вооружением палубах
кораблей того времени было непросто. Решение предложил главный конструктор австрийского флота Ромако в
проекте "Кустоцы". Естественное сужение корпуса от середины к оконечностям было подчеркнуто
срезами бортов, которые позволяли стрелять расположенным в центральном каземате орудиям прямо в нос и
корму.
Такое расположение артиллерии вызвало полную благосклонность командования основных флотов мира, и вслед
за Австрией начали вступать в строй британские и французские броненосцы - мрачноватые, высокие и угловатые,
внешний вид которых у современников вызывал ассоциацию с комодом.
Англичане пошли испытанным путем, беря уже готовый проект корабля-прототипа и постепенно увеличивая
водоизмещение, толщину брони, количество и калибр орудий. Так появились "Свифтшур" и "Трайэмф",
очень похожие на броненосцы типа "Вэнгард", но тяжелее их на 600 т; и одинокий "Султан"-
явный потомок "Геркулеса", но имевший уже все признаки казематного корабля. Его восемь 10-дюймовых
дульнозарядных орудий помещались в центральном каземате на нижнем "этаже" две девятидюймовки,
которые могли стрелять в корму или по борту,- в верхней части того же каземата: а еще 2 таких же орудия
- на верхней палубе в носовой части, защищенные только поперечной броневой переборкой. "Султан"
оказался не первым и далеко не последним из английских кораблей, перегруженных артиллерией и поэтому недостаточно
остойчивых. По вступлении броненосца в строй пришлось добавить более 600 т балласта, и его водоизмещение
приблизилось к 10 тысячам тонн.
Следующий казематный броненосец англичане заложили после почти пятилетнего перерыва, за который в мировом
кораблестроении уже появились новые веяния. Им и оказалась знаменитая "Александра". Если отбросить
схему расположения артиллерии, то на ней было задумано и применено немало технических новшеств. В верхнем
каземате располагались два 280-мм орудия, которые могли стрелять вперед от траверза (в том числе и прямо
на нос) на дальность до 50 кабельтовых, давая с хорошо тренированной прислугой 2 выстрела в три минуты,
а ее десятидюймовки могли вести огонь еще быстрее. Конечно, в бою эти орудия едва ли могли попадать даже
на половине максимальной дистанции и вряд ли были способны поддерживать такую скорость стрельбы, но все
же их данные для начала 70-х годов впечатляют. Весьма прогрессивной была энергетика корабля. На "Александре"
впервые в британском военно-морском флоте появилась двухвинтовая установка машин системы "компаунд",
а 12 цилиндрических котлов, так же впервые установленных на броненосце, позволяли развивать давление пара
свыше 4 атмосфер - вдвое больше, чем ранее применявшиеся коробчатые котлы. Наряду с совершенными главными
механизмами имелся и своеобразный корабельный "атавизм"; специальная 600-сильная паровая машина,
которая медленно проворачивала внушительные винты диаметром 9 м при ходе под парусами, чтобы они не создавали
дополнительного сопротивления. В сущности, парусное вооружение на "Александре" уже окончательно
потеряло свой смысл - двухвальная машина гарантировала от неприятностей, связанных с поломками в механизмах,
а запас угля в 680 т позволял ей пересечь Атлантику под парами. Новый линейный корабль развил на испытаниях
более 15 узлов и 10 лет держал первенство по скорости среди всех броненосцев мира.
Но столь большие достоинства броненосца во многом сводились на нет казематным расположением артиллерии.
Мало того, что срезанные спереди и сзади от каземата борта оставляли очень узкую и загроможденную верхнюю
палубу; эти срезы, имевшие грубые прямоугольные очертания, при ходе против ветра и волны принимали массу
воды, делая плавание на "Александре", по словам ее командира, "сплошным мучением".
И все эти жертвы оказались напрасными - стрельба прямо по носу была практически невозможна сразу по двум
причинам: из-за набегавших в амбразуры волн, а также повреждений, которые получал корпус от орудийных
газов. Неприятности этим не ограничивались: расположенный в центре корабля каземат исключал размещение
пороховых и снарядных погребов непосредственно под орудиями, потому что там находились машины. В результате
из-за разнесенных в оконечности корабля порохового и снарядного погребов во время боя пришлось бы не только
подавать боеприпасы почти на треть длины корабля, но и держать открытыми водонепроницаемые двери в главных
переборках. Все это поставило крест на применении центральных казематов на "кораблях ее величества".
Французы продержались на этой порочной схеме много дольше, сделав ничуть не меньше кораблестроительных
ошибок. Если вошедшую в строй в 1877 году "Александру" уже можно было считать устаревшим кораблем,
то что же говорить о ее французских современниках? Заложенные в 1869-1870 годах "Ришелье" и
2 броненосца типа "Кольбер" во многом напоминали своих предшественников - корабли типа "Маренго".
Их деревянные корпуса также были обшиты толстыми листами железа; носовую оконечность венчали мощные тараны
длиной около 3 м, обшитые толстенными бронзовыми пластинами весом более 20 т. На них также от 2 до 4 орудий
располагалось в небронированных барбетах - кольцевых загородках, внутри которых вращалось орудие на своей
платформе. (Пожалуй, только это отличие было в пользу французских кораблей по сравнению с английскими.)
Необходимо было срочно менять политику в кораблестроении, иначе отставание от "владычицы морей"
стало бы полностью необратимым.
Поэтому следующий французский броненосец, "Редутабль", сильно отличался от своих предшественников.
В конструкции корпуса впервые использовалась в больших количествах сталь, а броня хотя по-прежнему была
железной, но достигала толщины 14 дюймов. Поверх поясной брони в оконечностях корабля имелась 60-мм броневая
палуба. Артиллерия располагалась по типичной схеме с центральным казематом: за счет сомнительной возможности
вести продольный огонь из четырех 274-мм казематных орудий в большинстве направлений могло стрелять только
одно. Частично скрашивали столь грустную картину остальные четыре пушки того же калибра, расположенные
в полубарбетах на верхней палубе, но зато они вовсе не имели броневой защиты. Общие недостатки казематных
броненосцев дополнялись специфическим для французского кораблестроения тех лет полным пренебрежением к
живучести: "Редутабль" вообще не имел водонепроницаемых переборок, а его паровая машина для
управления рулем располагалась над ватерлинией и легко могла быть выведена из строя. Впрочем, броненосец
долго находился в списках действующего флота и неоднократно перевооружался все более и более новыми орудиями,
хотя и несколько меньшего калибра. В 1894 году на нем установили современные машины и котлы, а также 2
боевые мачты с марсами, которые вместе с широкой трубой и массивным корпусом придавали броненосцу очень
внушительный вид.
Вскоре после торжественной церемонии по спуску "Александры" в Чатэме на французских верфях
в Тулоне и Лориане были заложены два самых больших броненосца с центральным казематом -"Курбэ"
и "Девастасьон". Строились они мучительно долго, в особенности "Курбэ", который вступил
в строй лишь через 11 лет! Неудивительно, что к этому времени новые линкоры оказались более чем старомодными,
но в момент закладки они наверняка вызывали дрожь у лордов Адмиралтейства по ту сторону Ла-Манша. Впечатление
производило все: и 340-мм орудия, и очень сильное бронирование. Пояс по ватерлинии шириной 2,3 м имел
толщину 381 мм в средней части, уменьшавшуюся в оконечностях до 305-260 мм. Батарея была забронирована
240-мм железными плитами, а амбразуры чудовищных орудий усилены 305-мм сталью. Огромные пушки вращались
посредством специального гидропривода; пространство внутри каземата из-за кранов для подачи снарядов напоминало
небольшой механический завод. Впрочем, внушительность не всегда бывает эквивалентом боевой мощи: могучие
340-мм пушки стреляли слишком редко, а огромные амбразуры делали их легкоуязвимыми. Поэтому началось обычное
перевооружение, не заканчивавшееся до завершения активной службы броненосцев. 274-мм орудия уступили место
240-мм, а на "Девастасьон" пострадал и главный калибр, уступивший место 320-мм орудиям модели
1881 г., взятым с фортов береговой обороны. 138-мм пушки были заменены на скорострельные стомиллиметровки;
мостики украсились 47-мм и 37-мм противоминными орудиями. Все это вряд ли прибавляло боевой мощи очень
солидным по виду, но отнюдь не самым боеспособным броненосцам французского флота, и к концу XIX века они
полностью потеряли свое значение.
Большим казематным броненосцам так и не удалось побывать в бою с реальным противником, но их младшие
собратья дважды продемонстрировали в немногочисленных морских сражениях второй половины XIX века главный
недостаток этой артиллерийской схемы: крайнюю нерациональность расположения орудий. В русско-турецкую
войну османский броненосец "Фетхи-Буленд" (2760 т, скорость 13 уз., спущен на воду в 1870 г.,
броня пояса и каземата 229-152 мм), вооруженный четырьмя 229-мм пушками Армстронга, помещенными в центральном
каземате, встретился с русским переоборудованным пароходом "Веста". Эта встреча не сулила "Весте"
ничего, кроме быстрой гибели: "турок" имел большую скорость, был бронирован и намного сильнее
вооружен. Однако сказалось роковое расположение артиллерии в каземате. "Фетхи-Буленд" мог стрелять
из малокалиберного погонного орудия, расположенного на верхней палубе, и лишь изредка, когда волны не
заливали амбразуру,- из одного казематного. В результате после нескольких часов погони, не достигнув ни
единого попадания, турецкий броненосец прекратил бессмысленное занятие, оставив "Весту" моральным
победителем в этой стычке.
Второй бой с участием казематных кораблей произошел в другом конце земного шара. В войне между Чили
и Перу в 1879 году двум новым (спущенным на воду в Англии в 1874-1875 гг.) чилийским броненосцам с центральным
казематом, "Блан-ко Энкалада" и "Альмиранте Кочра-не", имевшим водоизмещение по 2370
т, скорость 12,5 узла и очень напоминавшим по расположению своих шести 229-мм орудий "Александру",
противостоял единственный перуанский монитор "Уаскар" (2030 т, 12 уз.,), вооруженный двумя 254-мм
орудиями в башне. Огромное преимущество чилийцев "на бумаге" дополнялось полным неумением перуанских
артиллеристов и механиков. Но в реальном бою два казематных броненосца выписывали немыслимые петли вокруг
едва передвигавшегося "Уаскара", пытаясь привести в действие свои орудия, хотя бы поочередно.
После долгих мучений монитор, получивший несколько попаданий, сдался, но что было бы при встрече с более
боеспособным противником? Стало очевидно: схема расположения орудий по углам центрального каземата, рассчитанная
на "таранную" тактику, себя изжила. Время неуклюжих "комодов" кончилось; наступали
новые времена башенных и барбетных броненосцев.
В. КОФМАН
Оригинал статьи читайте в журнале "Моделист-Конструктор" 8'91г.
|