| |
"Белые слоны" британского флота
В один из осенних дней первого года XX века на британском морском полигоне для практических стрельб
произошло на первый взгляд вполне ординарное событие, тем не менее вошедшее в военную историю. К поставленному
с носа и кормы на мертвый якорь небольшому однотрубному кораблю, корпус которого низко сидел в воде, а
в средней части горбом выступал квадратный каземат, подошел новый броненосец "Маджестик" и обрушил
на него град снарядов. Всего через 7 минут оконечности корабля были буквально превращены в пыль. Безнадежно
поврежденный корабль-цель пришлось спешно буксировать в Портсмут. Так закончилось испытание новых снарядов
с начинкой из высоко-бризантной взрывчатки - лиддита: мероприятие, которое описано во всех книгах по истории
флота как "расстрел броненосца "Бельайл".
Откуда же появился в английском флоте этот странный, кургузый и низенький корабль, столь похожий на
преследователя "Весты" турецкий броненосец "Фетхи-Буленд"? Действительно, первоначально
два броненосца этого типа предназначались именно для Турции и носили название "Пейк-и-Шериф"
и "Бурди-Зафер". Они и не претендовали на мореходность, поскольку главным театром для них должно
было стать Черное море и Восточное Средиземноморье. Основным их оружием являлся мощный таран, а артиллерия
рассматривалась лишь как подмога. Безусловно, такие корабли вряд ли Когда понадобились бы для британского
флота, основной задачей которого была дальняя и ближняя блокада. Для нее же эти "турки" не годились
совершенно. Но история распорядилась по-другому. 24 января 1877 года Россия объявила войну Турции. Британская
империя, серьезно обеспокоенная возможным исходом военных действий для Оттоманской империи - своего любимого
восточного союзника,- готовилась выступить против России в союзе с Австро-Венгрией. Предполагалось послать
флот в черноморские проливы, доставить туда войска и вести боевые действия в духе Крымской кампании с
десантами и обстрелами берегов. И тут выяснилось, что в составе огромных сил "владычицы морей"
нет подходящих для этой цели броненосцев, имеющих небольшую осадку для действий у берега, и которые было
бы не жалко потерять. Пришлось немедленно "ограбить" собственного же союзника. Уже спущенные
на воду турецкие корабли были перекуплены британским правительством, получили названия "Бельайл"
и "Орион" и начали спешно дооборудоваться уже для собственного флота. Но спешка оказалась бесполезной:
военные действия окончились быстро и вместо орудий в разговор вступили дипломаты. 3 марта следующего года
в Сан-Стефано был подписан мирный договор. В результате у Англии остались два совершенно бесполезных корабля,
поскольку в британском флоте всегда отдавалось предпочтение артиллерии, а не тарану. Традиционное для
турецкого флота расположение четырех 12-дюймо-вок в углах центрального каземата (когда в любую точку горизонта
могло стрелять только одно орудие) заслужило следующую кислую оценку знаменитого морского теоретика, адмирала
Коломба: "Бельайл" отрицал любую принятую форму морского боя: он был одинаково сильным и одинаково
слабым в любом направлении". Неудачное расположение вооружения дополнялось плохой живучестью: водонепроницаемые
переборки не были доведены до уровня верхней палубы, которая и так располагалась слишком недалеко от поверхности
воды. В общем, эти корабли сослужили британскому флоту своеобразную службу: во-первых, окончательно похоронили
казематное расположение артиллерии, и, во-вторых, лично "Бельайл" своим поведением под градом
лиддитных снарядов способствовал их принятию на вооружение в Англии и Японии (и тем самым подготовке Цусимы).
"Орион" попытался довершить то, для чего он был куплен, и потягаться с русскими кораблями.
В ходе очередного обострения русско-английских отношений его послали в Сингапур для наблюдения за русскими
крейсерами. Но тихоход не смог бы справиться с этой задачей, если бы не толстый кошелек британских агентов,
которые скупили весь запас угля в Адене и Коломбо, заставив русские крейсера идти половинной скоростью.
Этот "забег" закончился в Сингапуре, где "Орион" пребывал некоторое время в состоянии,
далеком от боевой готовности. Окончил же он свою карьеру в качестве плавучего склада под названием "Оронтес"
и в 1913 году был сдан на слом.
Русско-турецкая война обогатила британский флот еще одним нестандартным приобретением. И вновь за счет
Турции. Уже вполне законченный большой броненосец "Гамидие" был куплен адмиралтейством 20 февраля
1878 года-за две недели до подписания мира в Сан-Стефано! Спешка стала излишней, и англичане попытались
приспособить чужой корабль к своим требованиям. В результате в строй он вошел только в конце 1880 года
после значительных переделок. В итоге "Сьюперб" (так стал называться бывший "Гамидие")
стал полноценным и мощным боевым корабле' даже по британским меркам. После дооборудования он получил вооружение
из шестнадцати 254-мм орудий - самая многочисленная батарея одного калибра, когда-либо устанавливавшаяся
на английское корабле. Бронирование также было очень мощным; пояс и батарея состояли из железных плит
толщиной 305 мм (правда, бортовая броня постепенно утоньшалась до 254-152 мм к носу и корме). Единственным
несоответствием британским стандартам была, пожалуй, недостаточная скорость. Парусная оснастка являлась
(как и у большинства броненосцев) скорее украшением: "Сьюперб" был совершенно не способен идти
под парусами даже при попутном ветре, а поворот фордевинд был для него совершенно неразрешимой задачей.
На примере "Сьюперба" видно, насколько отличаются судьбы одинаковых кораблей в различных
флотах. Однотипный ему "Мессудие", оставшийся в Турции, рассматривался как важная боевая единица
вплоть до начала века. Его полностью модернизировали в 1902 году с установкой не только новой артиллерии,
но и более прочной брони. "Мессудие" благополучно дослужил до первой мировой войны. Британский
же его собрат уже в 1887 году был поставлен на длительную модернизацию в Чатаме, после которой он немедленно
перешел в класс кораблей береговой обороны. Через 7 лет его отчислили в резерв, а в 1904 году, когда "Мессудие"
обрастал новой броней и вооружением, никому не нужный "Сьюперб" сначала использовался как инфекционный
госпиталь, а затем мрачный и ободранный стоял целый год в ожидании своей очереди на слом.
Если "Бельайлом", "Орионом" и "Сьюпербом" Британия обязана Турции, то
еще одним "белым слоном" ее флот пополнила Бразилия, Около 1872 года бразильская военно-морская
делегация возжелала "самый современный парусный броненосец", В это время, несомненно, наиболее
передовым кораблем этого типа являлся "Девастейшн". Но проектировавший его парусный вариант
Э. Рид относился к парусным башенным кораблям с отвращением и явно работал без энтузиазма. В результате
появился странный гибрид с полубаком, который лишил броненосец возможности вести огонь по носу и корме.
Но бразильцам он настолько понравился, что, когда все в том же 1878 году Англия решила воспользоваться
правом покупки всех строившихся на своих верфях кораблей, его владельцы заломили несусветную цену - 600
тысяч фунтов стерлингов, к которым пришлось прибавить еще 90 тысяч, чтобы привести броненосец к английским
стандартам. В результате адмиралтейство получило плохой корабль почти за ту же цену, что и "Девастейшн"
и "Дредноут" ("Фьюри"), вместе взятые,- рекорд не превзойденный за следующие 15 лет.
У бывшей "Индепендесии", получившей название "Нептун", неприятности начались еще при
спуске. Броненосец застрял на слипе, и его пришлось спускать во второй раз, исправив многочисленные повреждения
корпуса. На службе он показал себя отвратительно; при плохой мореходности его команду преследовала сильная
и резкая качка, а недостаточная маневренность дополнялась невозможностью использовать пресловутое парусное
вооружение, поскольку паруса немедленно прогорали от близко расположенных труб. Непродолжительная служба
"Нептуна" завершилась буйным концом: при выводе его на буксире из гавани Портсмута он сначала
чуть не потопил исторический флагман адмирала Нельсона - "Викторию", а затем столкнулся с броненосцем
"Хироу".
Помимо нестандартных кораблей, которые появлялись в британском флоте в результате поспешных и вынужденных
покупок у своих клиентов, в его состав в те же годы вошел и собственный корабль, не вписывающийся ни в
какие рамки,- "большой бриг" "Темерер".
Этот броненосец имел много особенностей, не повторявшихся ни до, ни после него. Он являл собой странный
гибрид барбетного и казематного корабля. Два из четырех 280-мм дульнозарядных орудий помещались на убирающихся
станках Монкрифа в носу и в корме; еще два таких же орудия располагались в передней части центрального
каземата и могли стрелять через скошенные амбразуры прямо по носу. В задней части каземата, за 127-мм
переборкой, находились четыре 254-мм пушки. Такую несимметричность дополняли и различия в бронировании.
Даже одинаковые в принципе барбетные установки имели разную толщину брони: носовая 254 мм, а кормовая-
всего 203 мм. Над всем этим разнообразием вооружения и защиты возвышались мачты с оснасткой брига и с
площадью парусов более 2300 кв. метров. Несомненно, "Темерер" был самым большим бригом в мире,
за что и получил свое прозвище.
Если не принимать в расчет все эти многочисленные странности, то этот нестандартный броненосец оказался
совсем неплохим кораблем. Его барбетные установки функционировали отлично, и если впоследствии они не
повторялись на Других типах, то причиной тому был их большой вес. Корабль отличала высокая для того времени
степень механизации: 30 небольших вспомогательных паровых машин обеспечивали вращение орудий, подачу боезапаса
и действие других устройств. Экстравагантная оснастка не мешала "Темереру" неплохо управляться
под парусами. Броненосец отличался хорошей устойчивостью и мореходностью. Ему довелось "понюхать
порох": он не просто участвовал в обстреле Александрии британским флотом в 1882 году, но и сыграл
в этом сражении ведущую роль, подавив самые сильные батареи. В 1884-1889 годах на нем установили шесть
102-мм орудий и малокалиберные скорострельные пушки, убрав наконец парусную оснастку и облегчив мачты.
С 1902 года активная жизнь бывшего "большого брига" окончилась и началась почти двадцатилетняя
портовая служба. Когда его имя понадобилось новому дредноуту, бывший броне Все эти столь разные случайные
приобретения флота Ее Величества оказались в равной степени бесполезными. Англичане имели в то время строгую
доктрину использования своих броненосцев в линейном артиллерийском бою, которому могли предшествовать
длительные морские переходы или блокада. Закупленные "иностранцы" плохо подходили для решения
этой главной задачи броненосцев. Адмиралтейство в данном случае не лучшим образом распорядилось своими
средствами, но часто политические соображения брали верх над разумной кораблестроительной политикой, и
еще не раз в британском флоте появлялись позаимствованные то у союзников, то у возможных противников "белые
слоны".
В. КОФМАН
Оригинал статьи читайте в журнале "Моделист-Конструктор" 12'91г.
|