Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Статьи

Восстание матросов на броненосце "Потемкин"

К 80-летию

Восстание матросов на броненосце

Незабываемой страницей в историю революционного движения против царизма вошло восстание на одном из сильнейших кораблей Черноморского флота "Князь Потемкин Таврический".

Оно явилось выдающимся событием первой русской революции, первым массовым вооруженным выступлением в армии и на флоте, первым переходом крупной части царских войск на сторону революции.

Руководствуясь решениями III съезда РСДРП, весной 1905 года матросы-большевики - члены Центрального .флотского комитета (социал-демократического центра на Черноморском флоте) вели активную подготовку к революционному выступлению матросов. Предполагалось восстание начать осенью, когда ожидался наивысший подъем революционного движения в стране. На осень намечались и маневры флота. К этому времени корабли должны были получить большое количество боеприпасов. Однако в начале июня план восстания был изменен, так как матросам стало известно, что командование флотом решило в ближайшее время вывести корабли на учение в связи с начавшимися волнениями солдат крепостной артиллерии Севастополя.

Ранее других для испытания артиллерийских установок в район Тендры (вблизи Одессы) вышел броненосец "Потемкин". 14 июня 1905 года здесь стихийно вспыхнуло восстание. В первые же минуты потемкинцы понесли тяжелую утрату: выстрелом старшего офицера был смертельно ранен руководитель социал-демократической организации на корабле, любимец команды, большевик Григорий Вакуленчук.

Матросы избрали орган коллективного руководства восстанием - Судовую комиссию под председательством Афанасия Матюшенко.
Для подавления восстания командование Черноморским флотом направило два отряда кораблей. В момент их встречи с восставшим кораблем ни одного выстрела по "Потемкину" не последовало, а эскадренный броненосец "Георгий Победоносец" присоединился к восставшим. Однако на следующий день восстание на "Георгии Победоносце" было подавлено.

Революционный "Потемкин" бороздил волны Черного моря. Истощились запасы продовольствия, угля, пресной воды. На 11-й день плавания броненосец прибыл в ближайший заграничный порт Констанцу (Румыния), где был интернирован. Большинство потемкинцев оставалось за границей до 1917 года.

В. И. Ленин придавал большое значение вооруженному выступлению матросов на броненосце "Потемкин". Находясь в эмиграции, он направил в Одессу профессионального революционера М. И. Васильева-Южина с инструкцией по руководству восстанием. Однако, когда Васильев-Южин прибыл в Одессу, "Потемкин" уже ушел к берегам Румынии.

Несмотря на неудачный исход, восстание имело огромное значение. В. И. Ленин писал: "...броненосец "Потемкин" остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии".

Советский народ свято хранит память о революционном подвиге потемкинцев. В 1955 году в связи с 50-летием со дня восстания все те, кто дожил до славного юбилея, были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

М. Кониц


Восстание в Одессе и переход на сторону революции броненосца "Потемкин" ознаменовали новый и крупный шаг вперед в развитии революционного движения против самодержавия. События с поразительной быстротой подтвердили своевременность призывов к восстанию и к образованию oременного революционного правительства,- призывов, обращенных к народу сознательными представителями пролетариата в лице III съезда Российской социал-демократической рабочей партии. Новая вспышка революционного пламени проливает свет на практическое значение этих призывов и заставляет нас точнее определить задачи революционных борцов в переживаемый Россией момент.

В. И. Ленин
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru