| |
оглавление | следующая статья
Введение
Современный военный корабль является сложнейшим инженерным сооружением, но, несмотря на техническое совершенствование их оборудования и приборов, количество аварий и кораблекрушений на море не уменьшается. С эпохи древнего Рима по настоящее время в мире погибло более одного миллиона кораблей и торговых судов.
В истории отечественного флота до сих пор скрывается немало "белых пятен", и сборник навигационных аварий советского военно-морского флота является одной из попыток приподнять завесу таинственности и псевдосекретности над отдельными авариями, происходящими на флоте.
В сборнике собрана информация по навигационным авариям, потерям, взрывам, затоплениям, происшедшим на всех флотах бывшего СССР за последние 20 лет, но большее внимание авторы уделили наиболее близкому для них Черноморскому флоту. Авторы сочли необходимым сгруппировать материалы в трех разделах, посвященных аварийности подводных лодок, надводных боевых кораблей и катеров, вспомогательного флота. Описание аварии предваряется краткими тактико-техническими характеристиками кораблей-участников происшествия. Происшествия и аварии располагаются в хронологическом календарном порядке. Книга не содержит точного технического описания конкретных повреждений кораблей, так как объем данного издания не позволяет уделить достаточно места этой объемной теме. Авторы не считают себя достаточно компетентными для исчерпывающего анализа причин аварийности в отечественном флоте и предоставляют это специалистам. В свое время, академик Крылов сделал вывод, что истинная причина аварий - не в "неизбежных случайностях на море", не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, а в отрицательных качествах личного состава. Непонимание основных свойств и качеств корабля, несоблюдение правил службы и самых простых мер предосторожности, непонимание опасности, в которую ставится корабль, небрежность и неосторожность, отсутствие предусмотрительности и т.д. и т.п...
Рассмотрение причин аварийности - дело сложное и неблагодарное. Большое значение на корабле имеют личностные качества экипажа и командного состава флота. К отрицательным чертам характера следует отнести - чрезмерную самонадеянность некоторых командиров, их неосмотрительность, беспечность, безграмотность, безответственность и самоуспокоенность. Личная недисциплинированность офицера или матроса всегда соседствует с лихачеством и пассивным безразличием. Безучастное отношение к службе сопровождается пренебрежением ко всем мерам предосторожности. Слабая профессиональная подготовка и низкая морская выучка недостаточные практические навыки в управлении кораблем и переоценка личного опыта плавания, недооценка опасности и неоправданный риск при отсутствии предусмотрительности. Слабые навыки по быстрой и правильной оценке обстановки приводят к непринятию своевременных и эффективных действий, к растерянности и безрасчетному маневрированию. Незнание морского театра или поверхностное его изучение приводят к неправильной оценке обстановки и нерасчетливому управлению "на глаз". Имеют место случаи невыполнения офицерами своего служебного долга и самоустранения от своих обязанностей. Командиры покидают мостик корабля в районах интенсивного судоходства, при плавании в узостях или при появлении опасной цели. Отмечается частое пренебрежение расчетами штурмана, игнорирование его предложений и рекомендаций, но бывает и излишнее доверие к недобросовестному штурману. Командир корабля и штурман не проводят предварительных расчетов на переходы и маневрирование, не определяют лично и регулярно место корабля. Лица, не имеющий допуска к самостоятельному управлению, нарушают правила маневрирования и сигналопроизводства, самовольно изменяют курс корабля при бесконтрольности командира корабля или старшего на борту. Неграмотная эксплуатация технических средств или их неисправность, самовольное выключение эхолотов, радиолокаторов и гидролокаторов, отсутствие контроля за глубинами и точных карт с промерами - часто способствует навигационным авариям. Общая неподготовленность корабля к выходу в море, неукомплектованность личным составом и низкая организация службы на корабле, низкая организация зрительного и технического наблюдения и опознавания, неотработанность ГКП и БИП, грубые промахи операторов РЛС и ГАС - приводят к запоздалой оценке опасности. Неисполнение требований уставных и руководящих документов и приказов командования, регламентирующих безопасность плавания, неправильное толкование МППСС и невыполнение установленных мер безопасности - приводят к нарушению правил кораблевождения. Бездеятельность флотского руководства и непринятие мер по наведению уставного порядка, отсутствие требовательности и контроля за деятельностью подчиненных, некомпетентность в вопросах подготовки плавсостава и кадровой работы - являются основными причинами достаточно высокой аварийности на флотах.
Рассматривая эту книгу, созданную на основе многолетних сборов крупиц информации из официальных и неофициальных источников, авторы считают, что книга будет полезна при всех ее недостатках. Нельзя объять необъятного, но последующим исследователям, которым будет от крыта дорога в официальные архивы, будет еще немало работы. Это же издание будет пособием для лиц, изучающих отечественную историю. В первую ее часть вошли аварии и катастрофы, происшедшие с подводными лодками ВМФ СССР.
оглавление | следующая статья
|