Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Гражданские корабли

Посыльное судно "Красный вымпел"

Паровая яхта "Адмирал Завойко", названная в честь руководителя героической обороны Петропавловска-на-Камчатке в сентябре 1854 года, была построена в 1910 году на Охтенской верфи в Петербурге и на следующий год совершила переход с Балтики на Дальний Восток. В течение десяти лет она использовалась в качестве яхты администрации камчатского генерал-губернатора. Весной 1921 года ее включили в состав Морских сил Дальневосточной республики и зачислили в разряд посыльных судов. Судном командовал тогда демократически настроенный бывший офицер военного флота А. И. Клюсс, а комиссаром был С. К. Орловский.

Посыльное судно "Красный вымпел"
Посыльное судно "Красный вымпел"

Вскоре кораблю было поручено перейти на Камчатку и Командорские острова, доставить туда продовольствие и другие товары, собрать там пушнину и отвезти во Владивосток. Главная же цель похода состояла в доставке оружия красным камчатским партизанам. На "Адмирале Завойко" следовал член правительства Дальневосточной республики, уполномоченный ЦК РКП(б) по Камчатке старый большевик А. С. Якум.

Прибыв 4 мая в Петропавловский порт, "Адмирал Завойко" бросил якорь в Авачинской губе. Вокруг посыльного судна стояли корабли интервентов во главе с флагманом-японским броненосцем "Ивами". Видя, что в такой обстановке выгружать тайно привезенное оружие было невозможно, командование корабля решило идти на Командорские острова за пушниной и, снявшись с якоря, "Адмирал Завойко" вышел в Берингово море. Рейс был успешным, и 28 мая посыльное судно вновь пришло в Петропавловск. Здесь завойковцев ожидало известие о контрреволюционном перевороте в Приморье.

На собрании экипажа мнение моряков было единодушным: чтобы не быть захваченными интервентами, идти в один из нейтральных портов Китая и там отстояться до окончания гражданской войны и полного освобождения Приморья Народно-революционной армией ДВР.

А. И. Клюсс направился на "Ивами" для переговоров с японцами. Убедив адмирала в лояльном отношении экипажа посыльного судна к новому правительству, он получил разрешение на переход в бухту Золотой Рог. В этот же день "Адмирал Завойко" снялся с якоря и опять вышел в море. Обойдя Петропавловск мористее, судно зашло в бухту Колыгер для передачи оружия представителям Камчатского ревкома. Из Колыгера корабль направился в Шанхай. Сразу же после прибытия завойковцы заявили местным властям о принадлежности судна к Морским силам Дальневосточной республики и установили контакты с советским представительством в Китае. Собранная на Командорских островах и Камчатке пушнина была сдана Всероссийскому обществу "Центросоюз". Страна впоследствии получила за нее более семи миллионов долларов.

Лишь через два года "Адмирал Завойко" покинул вынужденную стоянку и возвратился к родным берегам. 31 мая 1923 года он был переименован в "Красный вымпел". Судно еще на протяжении трех с половиной десятков лет бороздило воды наших дальневосточных морей.

Военный совет Тихоокеанского флота 11 марта 1958 года принял решение превратить "Красный вымпел" в мемориальный корабль-музей. Он поставлен на вечную стоянку в одном из дальневосточных портов.

Водоизмещение нормальное 700 т; длина 52,8 м, ширина 8,5 м, осадка 3,6 м. Мощность паровой машины 550 л. с.; скорость хода максимальная 11,5 уз, экономическая - 8 уз; дальность плавания экономическим ходом до 3500 миль. Вооружение: 475-мм, 140-мм орудие и 4 пулемета. Экипаж 60 человек.

При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru