Посыльное судно "Красный вымпел"
Паровая яхта "Адмирал Завойко", названная в честь руководителя героической обороны Петропавловска-на-Камчатке в сентябре 1854 года, была построена в 1910 году на Охтенской верфи в Петербурге и на следующий год совершила переход с Балтики на Дальний Восток. В течение десяти лет она использовалась в качестве яхты администрации камчатского генерал-губернатора. Весной 1921 года ее включили в состав Морских сил Дальневосточной республики и зачислили в разряд посыльных судов. Судном командовал тогда демократически настроенный бывший офицер военного флота А. И. Клюсс, а комиссаром был С. К. Орловский.
Посыльное судно "Красный вымпел"
Вскоре кораблю было поручено перейти на Камчатку и Командорские острова, доставить туда продовольствие и другие товары, собрать там пушнину и отвезти во Владивосток. Главная же цель похода состояла в доставке оружия красным камчатским партизанам. На "Адмирале Завойко" следовал член правительства Дальневосточной республики, уполномоченный ЦК РКП(б) по Камчатке старый большевик А. С. Якум.
Прибыв 4 мая в Петропавловский порт, "Адмирал Завойко" бросил якорь в Авачинской губе. Вокруг посыльного судна стояли корабли интервентов во главе с флагманом-японским броненосцем "Ивами". Видя, что в такой обстановке выгружать тайно привезенное оружие было невозможно, командование корабля решило идти на Командорские острова за пушниной и, снявшись с якоря, "Адмирал Завойко" вышел в Берингово море. Рейс был успешным, и 28 мая посыльное судно вновь пришло в Петропавловск. Здесь завойковцев ожидало известие о контрреволюционном перевороте в Приморье.
На собрании экипажа мнение моряков было единодушным: чтобы не быть захваченными интервентами, идти в один из нейтральных портов Китая и там отстояться до окончания гражданской войны и полного освобождения Приморья Народно-революционной армией ДВР.
А. И. Клюсс направился на "Ивами" для переговоров с японцами. Убедив адмирала в лояльном отношении экипажа посыльного судна к новому правительству, он получил разрешение на переход в бухту Золотой Рог. В этот же день "Адмирал Завойко" снялся с якоря и опять вышел в море. Обойдя Петропавловск мористее, судно зашло в бухту Колыгер для передачи оружия представителям Камчатского ревкома. Из Колыгера корабль направился в Шанхай. Сразу же после прибытия завойковцы заявили местным властям о принадлежности судна к Морским силам Дальневосточной республики и установили контакты с советским представительством в Китае. Собранная на Командорских островах и Камчатке пушнина была сдана Всероссийскому обществу "Центросоюз". Страна впоследствии получила за нее более семи миллионов долларов.
Лишь через два года "Адмирал Завойко" покинул вынужденную стоянку и возвратился к родным берегам. 31 мая 1923 года он был переименован в "Красный вымпел". Судно еще на протяжении трех с половиной десятков лет бороздило воды наших дальневосточных морей.
Военный совет Тихоокеанского флота 11 марта 1958 года принял решение превратить "Красный вымпел" в мемориальный корабль-музей. Он поставлен на вечную стоянку в одном из дальневосточных портов.
Водоизмещение нормальное 700 т; длина 52,8 м, ширина 8,5 м, осадка 3,6 м. Мощность паровой машины 550 л. с.; скорость хода максимальная 11,5 уз, экономическая - 8 уз; дальность плавания экономическим ходом до 3500 миль. Вооружение: 475-мм, 140-мм орудие и 4 пулемета. Экипаж 60 человек.
|