|
|
Флаг народа, а не царя
Июль 1905 года, Черное море. Команда восставшего броненосца "Князь Потемкин Таврический"
решает: что делать с развевающимся на гафеле андреевским флагом! Ведь под этим стягом черноморские моряки
громили турецкий флот у Калиакрии и Синопа, штурмовали остров Корфу, героически защищали Севастополь.
Никто не смел унизить его! Наконец созданная на броненосце комиссия постановила, что андреевский флаг
- это флаг народа, а не царя. И он остался на гафеле. А выше, на мачте, было поднято красное полотнище.
Так и реяли они рядом на мятежном броненосце - символ борьбы и символ блестящих побед русского флота.
Лаконичный и строгий русский военно-морской андреевский флаг явился, как и сам регулярный военный флот
России, детищем Петра Великого. Ну а раньше? Какими были морские флаги в предшествующие века?
Увы, сегодня уже невозможно установить, под какими флагами совершали свои походы к Константинополю
ладьи князя Олега, плавали корабли новгородских купцов и небольшой эскадры Ивана Грозного. Не знаем мы
и рисунка первого русского военно-морского флага, поднятого на корабле "Орел" в 1669 году. Известно
только, что был он цветов "червчатых, белых, лазоревых" и что на флагах и вымпелах находились
изображения двуглавых орлов. Возможно, он был таким, как флаг, поднятый Петром на вооруженной яхте "Св.Петр"
в августе 1693 года-полотнище из трех горизонтальных полос с золотым орлом в центре (рис.
1). С этого момента можно проследить эволюцию военно-морского флага России. Итак...
1696 год. Вторая осада турецкой крепости Азов. Русские корабли несут кормовой флаг с синим прямым крестом
и четвертями белого и красного цветов (рис. 2). Но уже
в следующем году Петр учреждает новый военно-морской флаг из трех горизонтальных полос - белой, синей
и красной (рис.3), фактически вернувшись к флагу 1693 года.
Под ним отправился в 1699 году в Константинополь (в первое заграничное плавание российского военного флота)
корабль "Крепость". В то же время Петр, только что вернувшийся из поездки в Голландию и Англию,
продолжил поиски рисунка военно-морского флага, и в октябре-ноябре 1699 года впервые на полотнище появляется
"андреевский" синий крест - знак покровителя России св. Андрея Первозванного (рис.4).
Он же помещается царем и в белой головке известного с 1697 года трехцветного вымпела, просуществовавшего
под названием "ординарного" до 1870 года (рис.21).
В 1700 году Петром рассматриваются гравюры и чертежи корабля "Предистинация". На четырех изображениях
одного корабля было четыре разных флага! Но... Флаг 1697 года стар, флаг из девяти полос плохо читается
и в придачу очень похож на голландский флаг контр-адмирала. С крестом и горизонтальной каймой... Увы,
в нижней полосе невозможно повторить флаг России - получается то флаг Мекленбурга, то - перевернутый -
знак беды. Этот вариант явно неудачен. Наконец, флаги на чертеже. Они удовлетворяют царя. Так, подобно
системе, принятой в военном флоте Великобритании, появляются три флага - белый, синий и красный с андреевским
синим крестом в белом крыже (крыж - верхняя четверть флага у древка, имеющая самостоятельный рисунок).
Учреждены и галерные флаги, отличавшиеся от корабельных наличием косиц (рис.
5, рис. 6, рис.
7). На мачтах кораблей стали поднимать цветные вымпелы (рис.
26, рис. 23, рис.
24). Синий и красный флаги и вымпелы, иногда отменяемые и вводимые вновь, просуществовали до 1865
года. Белый же флаг получил другой рисунок уже в 1710 году - синий андреевский крест был вынесен из крыжа
в центр полотнища и словно висел в нем (рис.8). И наконец,
в 1712 году андреевский флаг принимает привычный, хорошо нам известный рисунок (рис.9).
С 1720 года на бушприте военных кораблей стал подниматься гюйс - специальный флаг, ранее используемый
как флаг морских крепостей и называвшийся "кейзер-флаг". Появился он, видимо, в 1701 году. До
1720 года русские военные корабли несли в качестве гюйса уменьшенный кормовой флаг. Интересно, что русское
слово "гюйс"- это искаженное голландское "гез", то есть нищий. Так называли восставших
против испанцев жителей Нидерландов, впервые ставших применять этот флаг в XVI веке.
Надо отметить, что в поисках окончательного варианта военно-морского флага Петр за двадцать лет перебрал
около 30 рисунков! Однако главенство белого флага было закреплено только в Уставе 1797 года: "Если
корабли никуда не причислены, несут белые флаги". Впрочем, корабли Черноморского флота с момента
его основания и до 1918 года плавали только под белыми флагами. Что же касается цветных флагов, то, как
уже говорилось выше, не было их на кораблях в 1732-1743-м и 1764-1797 годах, то есть в царствование императриц
Анны Иоановны и Екатерины II. В крыжах синего и красного флагов с 1797 по 1801 год находился не андреевский
флаг, а гюйс, который для Павла I, с детских лет носившего звание генерал-адмирала, имел особое значение
как личный знак. Надо отдать должное этому императору России, обладавшему сложным и противоречивым характером:
он превратил старые флаги и знамена из предметов вещевого довольствия в боевые реликвии.
В XIX веке на кораблях Российского военного флота появился еще целый ряд новых кормовых флагов. Еще
в 1797 году суда Морского Кадетского корпуса получают особый кормовой флаг с изображением в красном овале
герба учебного заведения (рис.11). На грот-мачте они стали
поднимать "ординарный" вымпел с трехцветными косицами. С 1827 года корабли учебных морских экипажей
также начинают поднимать особый флаг с изображением пушки и якоря (рис.12).
Имели свои кормовые флаги и гидрографические суда русского военно-морского флота. Так, в 1828 году учреждается
флаг "для лоции", на андреевском полотнище которого в центре находилось изображение черной картушки
компаса с золотым якорем, указывающим на север (рис.13).
Однако в 1837 году его заменяет на кормовом флагштоке учрежденный еще в 1829 году флаг генерал-гидрографа,
который имел ту же картушку, но в синем небольшом крыже (рис.14).
В 1815-1833 годах существовал также и кормовой флаг для судов Висленской военной флотилии появившегося
в 1814 году в составе России царства Польского. Это был андреевский флаг с небольшим красным крыжем, в
котором находился белый польский орел (рис.15). При Павле
1 некоторые русские корабли поднимали пару лет и совсем нелепый для России флаг - красный с белым крестом
иоанитов. Это был кормовой знак созданных новоиспеченным главой Мальтийского ордена мальтийских эскадр,
упраздненных после смерти Павла.
Несколько слов стоит сказать и о флагах вспомогательных судов ВМФ в этот период. До 1797 года они несли
на корме трехцветный флаг, а на бушприте гюйс. С 1797 по 1804 год их отличием был военный вымпел, а с
мая 1804 года - специальный флаг с белым или синим полотнищем, с крыжем национальных цветов и перекрещенными
якорями под ним (рис.17). При этом если военный транспорт
был вооружен пушками, то нес и военный вымпел. Все вышеперечисленные флаги были отменены в 1865 году.
Читатели, видимо, обратили внимание, что в статье не упомянут георгиевский флаг. Дело в том, что такого
кормового флага никто никогда не учреждал. История георгиевских флагов начинается с 1813 года. Летом этого
года у города Кульм отряд под командованием графа А. Остермана-Толстого преградил путь французскому корпусу
маршала Вандама, чем спас отходившую от Дрездена армию союзников. В тяжелейшем бою русские одержали победу.
В составе отряда находился и гвардейский морской экипаж, награжденный за это сражение георгиевским знаменем.
Однако награждение столь высокой наградой не отразилось на флагах кораблей, приписанных к гвардейскому
экипажу. Именно это и исправил Александр 1 своим указом от 5 июня 1819 года. "В память сражения при
Кульме..."- говорится в нем. Отныне отличием судов гвардейского экипажа становится трехцветный вымпел
с андреевским флагом в головке, на центр креста которого наложен красный щит с каноническим изображением
патрона Военного ордена св. Георгия Победоносца. Это был георгиевский вымпел (рис.
25). Другими отличиями, предназначенными для подъема должностными лицами, были георгиевский адмиральский
флаг, имевший полотнище андреевского, но с вышеупомянутым щитом в центре (рис.
16), георгиевский брейд-вымпел и шлюпочный флаг контр-адмирала. На кормовом флагштоке корабли гвардейского
морского экипажа несли андреевский флаг - как и все корабли русского военного флота.
Период с 1827 по 1829 год характеризуется обострением отношений между Турцией и Россией. Это время
явило миру новые выдающиеся подвиги русских моряков. "Азов" и "Меркурий"- имена этих
кораблей навечно вписаны в историю морской славы России. Учитывая героизм 12-го и 32-го экипажей, плававших
на них, было предписано "Азову" и "Меркурию" в качестве кормового флага поднимать
адмиральский георгиевский флаг, а экипажи причислить к гвардейскому со всеми вытекающими отсюда льготами.
За всю последующую историю России более ни один военный корабль русского флота не получил этого отличия.
Даже крейсер "Варяг", все члены экипажа которого стали георгиевскими кавалерами, после возвращения
в состав русского флота поднял только георгиевский вымпел. Георгиевский же флаг могли нести только корабли,
названные в память о прежних подвигах -"Память Азова" и "Память Меркурия".
Разновидность морских флагов - адмиральские корабельные и шлюпочные. Какими они были?
В 1701 году Петр, подобно англичанам, ввел цветные адмиральские флаги: белый для адмирала, синий для
вице-адмирала и красный для контр-адмирала. Все корабли, подчиненные флагману, несли на корме его флаг.
Однако с 1716 года цветом стали обозначать части флота, а ранг флагмана различали по месту подъема его
флага, повторявшего рисунок кормового. Так, адмирал поднимал флаг на грот-мачте, вице-адмирал - на фок-мачте,
а контр-адмирал - на бизань-мачте. Такая система существовала для трехмачтовых кораблей до 1870 года,
когда с появлением большого количества одномачтовых и двухмачтовых судов и стала неприемлемой. Кроме корабельных
адмиральских флагов, существовали в XVIII-XIX веках и шлюпочные адмиральские флаги. Впервые появились
они в 1723 году во время смотра "Дедушки русского флота"- ботика Петра I. Адмиралы плыли вдоль
линии кораблей и фрегатов на шлюпках. Ботик Петра 1 нес на корме гюйс - знак генерал-адмирала Апраксина,
учрежденный как таковой в 1720 году, а на мачте - императорский штандарт (рис.18),
известный с 1703 года. На шлюпках адмиралов развевался андреевский флаг, на шлюпках вице-адмиралов - андреевский
с синей полосой (рис.19), а на шлюпках контр адмиралов
- андреевский с красной полосой (рис.20). В 1797 году
Павел 1 добавил к ним еще и цветные шлюпочные флаги. С 1810 года шлюпочные флаги стали поднимать адмиралы,
находящиеся на борту двух- и одномачтовых судов (система, применяемая на больших кораблях, здесь не годилась).
С развитием флота происходили изменения и во флагах. В 1865 году за ненадобностью отменяются синие
и красные флаги и вымпелы. Отменяются также и все, кроме андреевского, кормовые флаги. В 1870 году шлюпочные
флаги становятся стеньговыми флагами адмиралов, отменяется "ординарный" вымпел, под которым
плавали суда, не причисленные к какой-либо дивизии, а георгиевский вымпел получает вместо трехцветных
белые косицы (рис.22). В этом же году кормовым флагом
вспомогательных судов ВМФ становится синий флаг (рис.6),
имеющий изображение андреевского в крыже.
В последующие годы появляются флаги судов морских крепостей, кораблей корпуса пограничной стражи, судов
отдельных частей, новые флаги должностных лиц, а также флаги воздухоплавательных частей ВМФ и морской
авиации.
Вихрь революций, пронесшийся над Россией в начале XX века, принес новые символы, воспроизводимые на
знаменах. С весны 1918 года прекращается подъем андреевского флага на боевых кораблях Советской республики,
который они несли до этого рядом с красными полотнищами. А вечером одного из декабрьских дней 1924 года
на рейде африканского города Бизерта его навсегда спускают и белогвардейские корабли, кончавшие свой век
вдали от родных портов...
Такова двухсотлетняя история андреевского флага, оставшегося в памяти русского народа символом мужества
и победы.
Л.БАСОВ
Оригинал статьи читайте в журнале "Моделист-Конструктор" 1'91
|