|
|
<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>
Удары из-под воды
Началась первая мировая война. Флоты действовали почти на всех морях и океанах. Особенно упорная борьба развернулась на коммуникациях, которые связывали Англию с колониями и союзниками по борьбе с Германией. Так как экономика Англии целиком зависела от импорта, то морские перевозки для нее имели стратегическое значение. Еще накануне войны морским путем в Англию доставлялось около 75 % стратегического сырья и продовольствия, а с началом боевых действий ее морской грузооборот резко возрос, поскольку к торговым перевозкам добавилась транспортировка колониальных войск и военных грузов, необходимых для снабжения фронтов в Европе, на Среднем и Дальнем Востоке.
Все это не являлось секретом для германского генерального штаба, который, исходя из предвоенных взглядов на использование флота, основную роль отводил надводным рейдерам. Перед подводными лодками ставились ограниченные задачи - защита своего побережья и (по возможности) действия у баз противника. Однако в течение 1914 г. рейдеры потопили лишь 150 судов общим водоизмещением около 300 тыс. т из 19 млн. т тоннажа, которым располагала Англия. Потери же в надводных кораблях оказались для Германии невосполнимыми. В то же время...
В самом начале первой мировой войны 5 сентября 1914 г. германской подводной лодкой был потоплен английский легкий крейсер Патфайндер. Прошло две недели. Одна из первых немецких подводных лодок U-9 20 сентября 1914 г. вышла в Северное море с секретным предписанием препятствовать движению транспортов из Англии в Бельгию. Утром 22 сентября перед восходом солнца лодка всплыла для зарядки батарей. Свободный от вахты личный состав отдыхал, когда на горизонте были обнаружены дымы. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Лодка погрузилась на перископную глубину и легла на курс сближения с противником... За 1 ч. 15 мин U-9 пустила на дно английские крейсеры Кресси, Абукир и Хог. В течение какого-нибудь часа подводная лодка водоизмещением около 600 т с командой 28 человек уничтожила три корабля суммарным водоизмещением 36 тыс. т с 1459 моряками на борту - почти столько же, сколько погибло английских моряков в самом знаменитом за всю историю британского флота Трафальгарском сражении.
Через несколько дней после гибели английских крейсеров немецкой подводной лодкой был потоплен русский крейсер Паллада.
Гибель крейсеров произвела потрясающий эффект на штабы воюющих стран. Срочно пересматривались взгляды на боевые возможности подводных лодок. Война не оставляла времени на разработку новых проектов. Все в основном свелось к увеличению выпуска лодок предвоенных проектов. Успешнее других действовала Германия, где в течение 1915-1918 гг. было построено 344 подводные лодки и еще 266 к окончанию войны находились на разных стадиях строительства. Противники Германии не сумели достигнуть столь впечатляющих успехов и общими усилиями "пропустили через свои флоты" 356 лодок.
В результате действий немецких подводных лодок Англия утратила господство на море и была поставлена на грань военного поражения. В создавшейся обстановке англичане в 1915 г. обратились к идее быстроходной эскадренной лодки. Считалось, что такие лодки, находясь вместе с надводными кораблями в составе эскадры, смогут обеспечить противолодочную оборону, наносить первые удары по противнику и решать задачи разведки. Лодки предполагалось вооружить восьмью торпедными аппаратами, двумя 100-мм и одним 75-мм орудиями, позволяющими вести артиллерийскую дуэль с надводными кораблями противника, а также глубинными бомбами для борьбы с подводными лодками. Так в составе английского флота появились огромные по тому времени подводные лодки типа К водоизмещением 1880/2650 т.
Подводная лодка типа K
Но так же как в свое время и Франция, Англия не располагала достаточно мощными дизелями. Адмиралтейство приняло решение оснастить лодки типа К двухвальными паротурбинными установками суммарной мощностью 10 тыс. л. с. Каждый из двух паровых котлов имел убирающуюся внутрь корабля дымовую трубу диаметром 1,2 м. Подъем труб, задраивание их клинкетов и вентиляционных шахт осуществлялись дистанционно с помощью гидравлических механизмов. Скорость надводного хода была получена действительно очень большая - около 26 уз, но в целом корабли оказались неудачными. Они плохо управлялись в подводном положении, медленно погружались и, самое главное, были ненадежными, при погружении из-за необеспеченной водонепроницаемости корпуса в устройствах приема воздуха и отвода дымовых газов от паровых котлов. Несмотря на принятые конструктивные меры безопасности (например, дымовые трубы задраивались двумя клинкетами - внизу и вверху), на 15 лодках из 17 построенных произошли серьезные аварии, в результате которых погибли шесть лодок и свыше 300 подводников. На последних лодках этой серии паротурбинные установки были заменены дизельными суммарной мощностью 2400 л. с. И это несмотря на значительное снижение скорости надводного хода, которая для эскадренной лодки рассматривалась как первостепенный показатель. Лодки типа К стали последними подводными кораблями с пароэлектрическими энергетическими установками.
В отличие от других стран Германия сумела в ходе войны создать мощные и достаточно надежные корабельные дизели. Последняя немецкая крупная двухвальная подводная лодка постройки военных лет U-139 водоизмещением 2185/2760 т была оснащена двумя дизелями по 3000 л. с. и могла развить надводную скорость 18 уз. По основным тактико-техническим элементам лодка выгодно отличалась от английских лодок типа К, но проверить ее достоинства в деле из-за окончания войны не удалось. После войны U-139 в качестве трофея досталась Японии.
В упорном - не на жизнь, а на смерть - единоборстве с немецкими корсарами глубин английские подводные лодки потопили 19 лодок противника. Столь эффективные противолодочные действия побудили английское адмиралтейство в 1917 г. создать подводные истребители - лодки типа R водоизмещением 420/500 т, вооруженные шестью торпедными аппаратами, способные быстро подойти под водой к лодке противника и атаковать ее. В этих кораблях практически все было подчинено получению большой скорости подводного хода: за счет уменьшения запаса плавучести снижено водоизмещение; увеличена площадь рулей, что улучшило маневренные качества лодки; установлен небольшой двигатель надводного хода мощностью всего 240 л. с., обеспечивающий скорость 8 уз, тогда как гребной электродвигатель мощностью 1200 л. с. позволял развивать под водой 15-узловую скорость в течение 2,5 ч, после чего требовалось около суток для зарядки аккумуляторной батареи. Подводные лодки типа R начали входить в строй лишь к концу войны, и их боевые возможности проверить не удалось.
Подводная лодка типа R
Наибольших успехов в войне добился подводный флот Германии, уничтоживший в ее ходе более 2830 торговых судов. Эффективно действовали германские подводные лодки и против надводных кораблей, потопив около 200 единиц. Германия потеряла 178 подводных лодок из 372 участвовавших в войне.
Число воевавших подводных лодок достигло примерно 850. Борьбой с ними было занято около 9000 надводных кораблей, 100 подводных лодок, 2500 самолетов, 500 мобилизованных коммерческих судов, большое количество дирижаблей и аэростатов. В США подсчитали, что стоимость боевых средств, привлеченных для борьбы с подводными лодками, в 19 раз превышала затраты на их постройку. В ходе войны подводные лодки оформились в новый самостоятельный род сил флота, назначением которого стали наступательные действия с главной целью: уничтожать коммерческие суда и корабли противника. В условиях общего застоя военных действий на суше и на море, не приведших к каким-либо ощутимым результатам, операции подводных лодок смогли создать ряд кризисных ситуаций, имевших большое значение.
<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>
|