|
|
Линейный ледокол "А. Микоян"
Заложен в Николаеве на заводе имени А. Марти в ноябре 1935 года под названием "О. Ю. Шмидт".
Спущен на воду в 1938 году, в следующем году переименован в "А. Микоян". Вступил в строй в августе
1941 года.
Водоизмещение полное 11 242 т, длина наибольшая 106,7 м, ширина 23,2 м, максимальная осадка 9,0 м носом
и 9,15 м кормой. Корпус имеет четыре палубы и десять водонепроницаемых переборок, непотопляемость сохраняется
при затоплении двух любых отсеков. Энергетическая установка состоит из трех паровых машин тройного расширения
мощностью по 3300 л. с., пар вырабатывают 9 огнетрубных котлов шотландского типа. Запас угля (2900 т)
обеспечивает дальность плавания в 6000 миль. Максимальная скорость хода 15,5 узла. Экипаж- 138 человек
(по штату мирного времени).
При постройке модели ледокола следует иметь в виду следующее. Все четыре судна этого типа строились
довольно долго, и уже в ходе строительства в проект внесли значительные изменения. Так, в частности, отказались
от трех гидросамолетов, которые первоначально предполагалось разместить в кормовой части палубы. К сожалению,
большинство хранящихся в музеях страны моделей ледокола "А. Микоян", а также его опубликованные
схемы и изображения (например, в журнале "Техника-молодежи", № 8 за 1976 год) представляют так
и не реализованный, проектный вид. Поэтому предлагаемые читателям чертежи представляют собой попытку реконструкции
подлинного облика корабля, выполненную по проектным чертежам с многочисленными исправлениями по фотографиям.
Все четыре ледокола серии неоднократно модернизировались и перевооружались. Внешний вид "А. Микояна",
показанный на чертежах, относится к моменту включения его в состав ЭОН-18 (август 1942 года). В это время
вооружение корабля включало три 76-мм зенитные пушки и десять 20-мм автоматов "эрликон". Заметим,
что чертежей установки вооружения не сохранилось, поэтому некоторые элементы (вид сверху на площадки под
76-мм пушки, размещение автоматов в средней части палубы) выполнены по имеющимся фотографиям. После войны
"А. Микоян" разоружили, и на корабль вернулись демонтированные ранее два поворотных крана (на
место ближних к носу "эрликонов"). Позже грот-мачту сняли и в корме оборудовали вертолетную
площадку.
Внешне две пары ледоколов легко отличить по дымовым трубам: у судов ленинградской постройки они вертикальные,
а у николаевских-с наклоном в 1/12 назад.
Все четыре ледокола верно служили Родине в течение долгого времени. "А. Микоян", "Адмирал
Лазарев" (бывший "Л. Каганович") и "Адмирал Макаров" (бывший "В. Молотов")
были исключены из списков флота в конце 60-х годов. А капитально перестроенную в 1958 году во Владивостоке
"Сибирь" (такое название получил головной "И. Сталин") сдали на слом только в 1973
году.
Б. КОЛОСОВ
Более подробную статью о ледоколе "А. Микоян" читайте в статье "Огненная
кругосветка".
|