|
|
оглавление | следующая статья>>>
Самые первые подводные лодки.
Наблюдая за морскими обитателями, человек пытался подражать им. Относительно
быстро он научился строить сооружения, способные держаться на воде и передвигаться
по ее поверхности, а вот под водой... Поверия и легенды упоминают об отдельных
попытках, предпринятых людьми в этом направлении, но понадобились века на то,
чтобы более-менее правильно представить и выразить в чертежах конструкции подводного
судна. Одним из первых это сделал великий творец эпохи Возрождения итальянский
ученый Леонардо да Винчи. Утверждают, что Леонардо уничтожил чертежи своей подводной
лодки, обосновав это следующим образом: "Люди настолько злобны, что готовы
были бы убивать друг друга даже на дне морском".
На сохранившемся эскизе изображено судно овальной формы с тараном в носу и
невысокой рубкой, в средней части которой расположен люк. Другие конструктивные
подробности разобрать невозможно.
Первыми сумели реализовать идею подводного судна англичане Уильям Брун (1580
г.) и Магнус Петилиус (1605 г). Однако их сооружения нельзя считать судами, так
как они не могли передвигаться под водой, а лишь погружались и всплывали наподобие
водолазного колокола.
В 20-х годах 17 в. английская придворная знать имела возможность пощекотать
себе нервы, совершив подводное путешествие по Темзе. Необычное судно в 1620 г.
построил ученый - физик и механик, придворный врач английского короля Иакова I,
голландец Корнелий ван Дреббель. Судно было изготовлено из дерева, обтянуто промасленной
кожей для водонепроницаемости, могло погружаться на глубину около 4 м и находиться
под водой в течение нескольких часов. Погружение и всплытие осуществлялись заполнением
и опорожнением кожаных мехов. В качестве движителя изобретатель
применил шест, которым надлежало отталкиваться от речного дна, находясь внутри
судна. Убедившись в недостаточной эффективности подобного приспособления, следующее
подводное судно (его скорость была около 1 узла) Дреббель оснастил
12 обычными вальковыми веслами, каждым из которых управлял один гребец. Чтобы
внутрь судна не попадала вода, отверстия в корпусе для прохода весел были уплотнены
кожаными манжетами.
В 1634 г. ученик Р. Декарта французский монах П. Мерсен впервые предложил проект
подводной лодки, предназначенной для военных целей. Одновременно он высказал идею
об изготовлении ее корпуса из металла. Форма корпуса с заостренными оконечностями
напоминала рыбу. В качестве оружия на лодке предусматривались сверла для разрушения
корпуса неприятельских кораблей ниже ватерлинии и две, расположенные на каждом
борту, подводные пушки с невозвратными клапанами, предотвращающими попадание воды
в лодку через стволы во время выстрела. Проект так и остался проектом.
В 1718 г. крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов,
работавший плотником на казенной верфи, в челобитной Петру I писал, что берется
сделать судно, которое может идти в воде "потаенно" и подходить к вражеским
кораблям "под самое дно", а также "из снаряду разбивать корабли".
Петр I оценил предложение и приказал, "таясь от чужого глазу", приступить
к работе, а Адмиралтейств-коллегий произвести Никонова в "мастера потаенных
судов". Вначале была построена модель, которая успешно держалась на плаву,
погружалась и двигалась под водой. В августе 1720 г. в Петербурге на Галерном
дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая в мире подводная лодка.
Строительство "потаенного судна" Никонова.
С рисунка художника Ю. Иванова.
Что же собой представляла подводная лодка Никонова? К сожалению, пока не удалось
обнаружить ее чертежей, но некоторые косвенные сведения из архивных документов
позволяют предполагать, что она имела деревянный корпус длиной около 6 и шириной
около 2 м, обшитый снаружи листами жести. Оригинальная система погружения представляла
собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые
монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную
цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы.
Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить
шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог
выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью
инструментов разрушать днище вражеского корабля. Позднее Никонов довооружил лодку
"огненными медными трубами", сведений о принципе действия которых до
нас не дошло.
Несколько лет строил и перестраивал Никонов свою подводную лодку. Наконец,
осенью 1724 г. в присутствии Петра I и царской свиты она была спущена на воду,
но при этом ударилась о грунт и повредила днище. С большим трудом корабль удалось
извлечь из воды и спасти самого Никонова. Царь велел укрепить корпус лодки железными
обручами, приободрил изобретателя и предупредил чиновников, чтобы ему "никто
конфуз в вину не ставил". После кончины Петра I в 1725 г. "потаенным"
судном перестали интересоваться. Требования Никонова на рабочую силу и материалы
не удовлетворялись или умышленно задерживались. Неудивительно, что очередные испытания
подводной лодки закончились неудачно. В конце концов Адмиралтейств-коллегия решила
свернуть работы, а изобретатель был обвинен в "недействительных строениях",
разжалован в "простые адмиралтейские работники" и в 1728 г. сослан в
отдаленное Астраханское адмиралтейство.
В 1773 г. (почти через 50 лет после "потаенного судна" Никонова)
в США была построена первая подводная лодка, изобретателя которой Давида Бушнелла
американцы окрестили "отцом подводного плавания". Корпус лодки представлял
собой оболочку из дубовых досок, стянутых железными обручами и проконопаченных
просмоленной пенькой. В верхней части корпуса размещалась небольшая медная башенка
с герметичным люком и иллюминаторами, через которые командир, совмещавший в одном
лице весь экипаж, мог наблюдать за обстановкой. Внешним видом лодка напоминала
панцирь черепахи, что нашло отражение в ее названии. В нижней части Черепахи располагалась
балластная цистерна, при заполнении которой она погружалась. При всплытии вода
из цистерны откачивалась помпой. Кроме того, был предусмотрен аварийный балласт
- свинцовый груз, при необходимости легко отсоединяемый от корпуса. Передвижение
лодки и управление ею по курсу осуществлялись с помощью весел. Оружие - пороховая
мина с часовым механизмом (закреплялась на корпусе неприятельского корабля с помощью
бурава).
Подводная лодка Д. Бушнелла:
а - вид спереди; б - вид сбоку
В 1776 г. во время войны за независимость Черепаху использовали в деле. Объектом
атаки стал английский 64-пушечный фрегат Игл. Но атака не удалась. Днище фрегата
для защиты от обрастания оказалось обшитым медными листами, против которых бурав
был бессилен.
оглавление | следующая статья>>>
Примечания
Движитель - это устройство для преобразования энергии
механического источника в полезную работу по перемещению корабля (судна).
назад
Узел - это единица скорости, определяемая числом морских
миль, проходимых кораблем (судном) в один час. Один узел соответствует одной морской
миле в час или 1,852 км/ч.
назад
|