Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Развитие подводных лодок

<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>

Совершенно секретно... Перекись водорода.

В начале 30-х годов в приморском немецком городе Киле находилась небольшая фирма, специализировавшаяся на производстве исследовательской аппаратуры и инструментов. Руководил ею способный инженер Гельмут Вальтер. Как это не раз случалось в истории техники, все началось с "его величества случая". Проверяя работу одного из аппаратов, Вальтер обратил внимание на своеобразное поведение высококонцентрированного раствора перекиси водорода. Под его воздействием мгновенно воспламенялись материалы органического происхождения - дерево, бумага, ткани и т. п. В этом не было ничего удивительного. Химики и раньше знали, что перекись водорода - активный окислитель. Именно это свойство лежало в основе ее традиционного применения для отбеливания тканей и обесцвечивания волос.

Вальтер взглянул на вещество, известное более 100 лет, с другой точки зрения. Его особенно поразило то, что материалы, подожженные перекисью, не удавалось погасить песком. Не помогали и огнетушители, содержимое которых (как и песок) лишь прекращало доступ кислорода воздуха к очагу пожара и тем самым "душило" пламя. Материалы продолжали гореть под изолирующим слоем песка или пены до полного израсходования перекиси. Значит, рассуждал Вальтер, кислород выделяется в процессе горения, а раз так, концентрированный раствор перекиси водорода можно использовать там, где ощущается дефицит кислорода, например... в двигателях подводных лодок, для которых работа под водой без доступа атмосферного воздуха являлась проблемой номер один. Узнать об этом для Вальтера не составляло большого труда, ведь он жил и работал в Киле - форпосте германского подводного кораблестроения. Идея подводного двигателя с использованием перекиси водорода захватила руководителя скромной фирмы. Она привлекала не только новизной, но и сулила колоссальные материальные выгоды.

В 1933 г. Вальтер приступил к исследованию энергетических возможностей растворов перекиси водорода. Выяснились интересные закономерности: 40-60-процентные растворы, разлагаясь, заметно нагревались; часть воды испарялась. При разложении более концентрированных растворов теплоты выделялось намного больше; вода же испарялась вся без остатка, а продукты разложения - смесь водяных паров и кислорода (парогаз) - перегревались. И что особенно важно: каждой концентрации раствора соответствовало строго определенное количество выделяющейся теплоты и кислорода. Такая линейная зависимость предвещала относительно несложное регулирование теплового процесса в двигателе. Перекись водорода - вещество нестойкое, но именно это, в обычных условиях вредное свойство предполагал использовать Вальтер. Он не только не стремился как-то стабилизировать раствор перекиси, а напротив, искал катализаторы, которые способствовали бы его быстрейшему разложению. Такими веществами оказались очень сильные окислители - перманганаты натрия и кальция. Под их воздействием реакция шла мгновенно и до конца.

В 1934 г. о результатах исследований проинформировали высшие сферы командования флотом, после чего с завидной оперативностью под знакомым нам шифром "MVB" с порядковым номером V начались работы по созданию энергетических установок на перекиси водорода. Одновременно поступило распоряжение: немедленно засекретить все, что так или иначе связано с перекисью водорода. Отныне в немецкой технической литературе и переписке общеизвестное вещество фигурировало под фантастическими названиями "аурол", "оксилин" и "топливо Т".

Первая энергетическая установка на перекиси водорода работала следующим образом. Продукты реакции разложения высококонцентрированного раствора перекиси водорода подавались в турбину, вращавшую через понижающий редуктор гребной винт, а затем отводились за борт. По такому процессу, названному Вальтером "холодным", работала опытная стендовая установка, построенная и испытанная в 1936 г. В ходе испытаний пришлось решать попутно возникающие проблемы. Например, обнаружилось, что пыль, ржавчина, щелочи и другие примеси резко ускоряют разложение перекиси и создают опасность взрыва. Выход был найден. Для хранения раствора перекиси применили эластичные емкости из синтетического материала. Такие емкости были предпочтительны и с точки зрения размещения их вне прочного корпуса, что позволяло рационально использовать свободные объемы между прочным и легким корпусами лодки и, кроме того, создавать подпор раствора перекиси перед насосом установки за счет давления забортной воды.

Принципиальная схема первой энергетической установки на перекиси водорода для подводных лодок
Принципиальная схема первой энергетической установки на перекиси водорода
1 - гребной винт; 2 - редуктор; 3 - турбина; 4 - сепаратор; 5 - камера разложения; 6 - регулирующий клапан; 7 - электронасос раствора перекиси; 8 - эластичные емкости раствора перекиси; 9 - невозвратный клапан удалении да борт продуктов разложения перекиси.

Энергетическая установка имела два очевидных недостатка. Кислород, содержащийся в отводимых за борт продуктах реакции, плохо растворялся в воде, и его пузырьки должны были демаскировать подводную лодку. Но главное, в условиях корабля, изолированного от атмосферы толщей воды, выбрасывать за борт кислород являлось неоправданным расточительством. Поэтому логическим продолжением "холодного" процесса являлся "горячий", при котором в продукты разложения перекиси можно подать органическое топливо и сжигать его в среде ранее неиспользованного кислорода.

В таком варианте мощность установки резко возрастала и, кроме того, уменьшалась следность, так как продукт горения - углекислый газ - значительно лучше кислорода растворяется в воде. Вальтер отдавал себе отчет в недостатках "холодного" процесса, но мирился с ними, так как понимал, что в конструктивном отношении энергетическая установка, работающая по "холодному" процессу, будет несоизмеримо проще, чем по "горячему", а значит, можно гораздо быстрее построить лодку и продемонстрировать ее достоинства.

В 1937 г. Вальтер выступил перед командованием гитлеровского флота с докладом о перспективах создания новых подводных лодок с большой скоростью подводного хода и получил задание на проектирование опытного корабля. В процессе проектирования решались вопросы, связанные не только с применением необычной энергетической установки. Для проектной скорости подводного хода порядка 25 уз формообразования обычной подводной лодки и способы управления ею в подводном положении были неприемлемы. Выбирая оптимальную форму и размеры корпуса лодки, испытали несколько моделей в аэродинамической трубе. При создании системы управления по курсу и глубине заимствовали опыт самолетостроения, применив сдвоенные рули по образцу рулей самолета "Юнкерс-52". В 1938 г. в Киле на заводе "Германия верфт" была заложена опытная подводная лодка с энергетической установкой на перекиси водорода водоизмещением 80 т, получившая шифр W-80.

<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru