Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Развитие подводных лодок

<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>

Диктует обстановка.

Первое в мире социалистическое государство, находясь в империалистическом окружении и отдавая все силы и средства восстановлению народного хозяйства, было вынуждено одновременно решать и вопросы обороноспособности. Подводные силы требовали практически полного обновления. Оставшиеся в наследство от царского режима несколько подводных лодок не отвечали элементарным требованиям.

В то время единого мнения о путях создания подводного флота не было, и когда в 1925 г. народный комиссар но военным и военно-морским делам, Председатель Реввоенсовета СССР М. В. Фрунзе проводил совещание по этому вопросу с подводниками Балтийского флота, мнения разделились. Некоторые считали, что после десятилетнего перерыва в проектировании и строительстве подводных лодок Россия растеряла кадры кораблестроителей, в то время как за границей развитие подводного кораблестроения не прекращалось. Следовательно, целесообразнее купить зарубежную подводную лодку и, используя ее как прототип, а также учитывая опыт войны, проектировать свой корабль. Однако большинство участников совещания с такой позицией не согласились. Они доказывали, что капиталистические государства не продадут достаточно совершенный корабль, и, затратив огромные средства на покупку образца и постройку серийных лодок на его основе, достаточно боеспособный подводный флот создать не удастся. При этом вспоминали историю покупки царским правительством во время русско-японской войны подводных лодок у американской фирмы Лэка, оказавшихся не только низкого качества, но и уступавших по многим тактико-техническим элементам лодкам, спроектированным и построенным в России. В итоге было принято решение проектировать и строить подводные лодки своими силами.

Найди работу! Опубликуй резюме на top job.ru! +++++ Корпусная мебель стенки мебельные дёшево. +++++ Стеллаж НсФ-13-400 Яблоко +++++ Прямые поставки из Китая - выбор электростанции . Мини-ТЭЦ, электростанции.

В ноябре 1926 г. было создано специальное конструкторское бюро по проектированию подводных лодок во главе с талантливым инженером-кораблестроителем, впоследствии профессором, доктором технических наук Б. М. Малининым. А в декабре 1926 г. была утверждена шестилетняя программа развития военно-морского флота (1926-1932), в которой наряду с кораблями других классов предусматривалось строительство 22 подводных лодок.

Б. М. Малинин
Б. М. Малинин

Кроме Б. М. Малинина в проектировании первых советских подводных лодок участвовали В. И. Говорухин, Э. Э. Крюгер, К. И. Руберовский, Ф. 3. Федоров, А. К. Шлюпкин, А. Н. Щеглов и др. Значительную часть работы выполняли молодые инженеры и конструкторы, воспитывавшиеся и обучавшиеся уже при советской власти: С. А. Базилевский, П. 3. Голосовский, В. П. Горячев, 3. А. Дерибин, В. В. Новожилов, В. Ф. Сегаль, В. П. Фуников и др. От военно-морского флота в разработке проектов участвовали опытные специалисты А. П. Шершов, Н. В. Алексеев, Л. А. Белецкий, К. Л. Григайтис, Т. И. Гуш-левский, П. П. Киткин, В. Ф. Критский, Г. М. Трусов, М. А. Рудницкий, П. И. Сердюк и др. Для консультаций привлекались видные ученые А. Н. Крылов, П. Ф. Папкович, Ю. А. Ши-манский. Это им - ученым, конструкторам и морякам разных поколений выпала честь стоять у колыбели советского подводного кораблестроения.

5 марта 1927 г. в присутствии С. М. Кирова и начальника военно-морских сил РККА Р. А. Муклевича состоялась закладка трех первых подводных лодок - Декабрист, Народоволец и Красногвардеец - 1-й серии для Балтийского флота. Главным конструктором этих лодок был Б. М. Малинин. Для Черноморского флота строились Спартаковец, Революционер и Якобинец. Названия лодок символизировали важнейшие этапы революционного движения.

Р. А. Муклевич 18 ноября 1930 г. телеграфировал:

Поздравляю Морские силы Балтийского моря с вступлением в строй подводной лодки Декабрист - первенца нового советского судостроения и техники. Уверен, что в руках революционных моряков Балтики Декабрист явится грозным оружием против наших классовых врагов и в будущих боях за социализм покроет славой свой красный флаг...

Подводная лодка типа Декабрист
Подводная лодка типа Декабрист

Декабрист имел водоизмещение 938/1360 т. Двухвальная энергетическая установка мощностью 2200/1050 л. с. обеспечивала скорость 15,3/8,5 уз и дальность плавания 8950 (9)/158 (2,9) миль. Вооружение: восемь торпедных аппаратов, одно 100-мм и одно 37-мм орудия.

Подводная лодка типа Ленинец
Подводная лодка типа Ленинец

Параллельно с постройкой лодок 1-й серии велась подготовка к закладке лодок 2-й серии - минных заградителей типа Ленинец, первый из которых был заложен в сентябре 1929 г. и вступил в строй в 1933 г. Большие подводные лодки первых двух серий еще строились, а промышленность уже приступила к постройке лодок 3-й серии среднего водоизмещения. По названию головного корабля, вступившего в строй в октябре 1933 г. на Балтике, их стали называть Щуками. В целом лодки оказались удачными. Отдельные конструктивные недостатки устранялись путем модернизаций. Щуки строились несколькими сериями. К 1940 г. в составе флотов насчитывалось 75 лодок этого типа, а всего было построено 86 единиц.

Подводная лодка типа Щука
Подводная лодка типа Щука

В 1930-1933 гг. был разработан проект и начато строительство подводных лодок среднего водоизмещения 9-й серии типа С ("средняя") с более высокими тактико-техническими элементами, чем у подводных лодок типа Щ. Своеобразна история создания этих кораблей. В июне 1933 г. группа советских .кораблестроителей получила возможность принять участие в испытаниях подводной лодки Е-1, построенной в Испании по проекту немецкой фирмы. Тогда же с фирмой был заключен контракт на проектирование подводной лодки среднего водоизмещения по советскому техническому заданию. Однако из-за большого количества отклонений от задания проект возвратили фирме на доработку. Под руководством инженера-кораблестроителя В. Н. Перегудова была создана специальная группа конструкторов, в состав которой входили 3. А. Дерибин, В. Ф. Критский, В. В. Перловский, А. Г. Соколов и др. Этой группой был разработан новый проект. В сентябре 1936 г. головная лодка типа С вошла в строй.

Подводная лодка типа С
Подводная лодка типа С

Большому и сложному делу не всегда сопутствует удача, примером тому явилось создание больших лодок 4-й серии типа Правда, предназначавшихся для действий совместно с соединениями надводных кораблей, в связи с чем они должны были иметь большую скорость надводного хода и мощное артиллерийское вооружение. У этой лодки оказались недостаточно высокими подводные тактико-технические данные - малая глубина погружения, большой запас плавучести (из-за чего увеличилось время погружения), а также ослабленное торпедное и недостаточно мощное артиллерийское вооружение. 'Было принято решение ограничиться строительством только трех подводных лодок этого типа.

Но отдельные неудачи не меняли картины в целом. Советское подводное кораблестроение приобретало опыт и набирало темпы. В 1930-1936 гг. строились предназначенные для Дальнего Востока подводные лодки небольшого водоизмещения 6-й серии, названные на флотах Малютками, главным конструктором которых являлся А. Н. Асафов. На этих лодках впервые в истории отечественного кораблестроения корпуса изготовлялись цельносварными. Первая лодка вошла в строй в апреле 1934 г.

Подводная лодка типа М
Подводная лодка типа М

В 1937 г. начали поступать на флоты более совершенные Малютки 12-й серии, проект которых был разработан по инициативе инженера П. И. Сердюка, а накануне Великой Отечественной войны под руководством главного конструктора Ф. Ф. Подушкина начато строительство Малюток 15-й серии с более мощным вооружением и лучшими мореходными качествами с двухвальной энергетической установкой.

Подводная лодка типа К
Подводная лодка типа К

В 1934 г. под руководством М. А. Рудницкого началось проектирование самых больших советских подводных лодок довоенной постройки 14-й серии типа К ("крейсерские"), названных моряками Катюшами. При их проектировании был учтен опыт создания ранее упоминавшихся лодок 4-й серии. Эти подводные лодки (первая вступила в строй в мае 1940 г.) могли действовать в открытом океане на большом удалении от баз. В приемном акте головного корабля серии указывалось:

...Подводная лодка находится на современном техническом уровне и по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки подобного типа, в особенности по вооружению и скоростям. Самая мощная и самая быстроходная.

Великая Отечественная война подтвердила эту оценку. Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко отмечал, что лодки типа К неизменно вызывали зависть у наших союзников.

Даже из скупого обзора становления советского подводного кораблестроения видно, что ученые, конструкторы, рабочие и участвовавшие в проектировании, постройке и испытаниях лодок моряки успешно справились с задачей и создали подводные корабли, которые по основным тактико-техническим элементам не уступали зарубежным аналогам (табл. 3). Таблица дает представление и о тенденции в развитии подводных лодок накануне второй мировой войны. Существенно возросла мощь оружия, улучшились основные надводные данные, особенно дальность плавания. Подводные же качества изменились незначительно за исключением глубины погружения, которая возросла почти в два раза.

Тип и (или) серия лодки, страна Водоизмещение, т Скорость, уз Дальность плавания, мили Глубина погружения (рабочая), м Автономность, сут Вооружение
торпедное (число торпедных аппаратов) артиллерийское (число стволов - калибр, мм)
Малые
М, 12-я, СССР 203/254 14/8 3600(8,5)
90(3)
50 15 2 1-45
IIB, Германия 279/329 13/7 2900(10)
43(4)
50 15 3 1 пулемет
Средние
С, СССР 837/1073 19,5/9 8200(10)
80(4)
80 45 6 1-100
1-45
VII, Германия 769/871 17/7,6 9800(10)
80(4)
80 35 5 1-88
1 пулемет
S, Англия 819/990 15/9 7700(8)
90(2)
70 - 7 1-76
S, США 850/1126 14,5/11 8000(100) - - 4 1-102
Сирена, Италия 590/785 14,5/8,5 4000(9)
72(4)
- - 6 1-102
Ro.57, Япония 889/1032 17/10,5 7500(8) 60 20 4 1-80
Большие
К, СССР 1427/2102 22/10,3 16500(9)
175(3)
80 50 10 2-100
2-45
IX, Германия 1120/1360 17/8 13500(10)
73(4)
80 50 6 1-105
2 зенитных автомата
T, Англия 1320/1600 15,5/9 11800(8)
113(3)
70 40 10 1-100
Гэтоу, США 1850/2425 15/9 12000(10)
200(3)
- 60 10 1-102
2 зенитных автомата
Петр Кальви, Италия 1330/1965 17/8,5 13500(9)
80(4)
70 - 8 2-120
4 зенитных автомата
I8, Япония 1950/2600 17/9 14000(10) 75 45 6 2-140
2 пулемета

В количественном отношении подводные силы флотов разных стран существенно отличались друг от друга, что объяснялось их экономическими возможностями, а также взглядами военных ведомств на тенденции развития подводных лодок и ту роль, которая отводилась им в военных конфликтах. В предвидении агрессии против нашего государства и широких боевых действий на море в СССР было развернуто строительство подводных лодок. К началу Великой Отечественной войны советский ВМФ располагал 213 подводными лодками.

<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>

Примечания

Название дано в честь группы "Спартак", организованной в Германии во время первой мировой войны Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург. Деятельность спартаковцев подготовила создание в 1918 г. Коммунистической партии Германии. (Примеч. науч. ред.)

Здесь и далее тактико-технические элементы советских подводных лодок приводятся для головных кораблей серии, с которыми они были сданы флоту. При дальнейшем совершенствовании серий (последующие отличались от предыдущих цифровыми индексами) многие тактико-технические элементы были улучшены.

При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru