|
|
<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>
Диктует обстановка.
Первое в мире социалистическое государство, находясь в империалистическом окружении и отдавая все силы и средства восстановлению народного хозяйства, было вынуждено одновременно решать и вопросы обороноспособности. Подводные силы требовали практически полного обновления. Оставшиеся в наследство от царского режима несколько подводных лодок не отвечали элементарным требованиям.
В то время единого мнения о путях создания подводного флота не было, и когда в 1925 г. народный комиссар но военным и военно-морским делам, Председатель Реввоенсовета СССР М. В. Фрунзе проводил совещание по этому вопросу с подводниками Балтийского флота, мнения разделились. Некоторые считали, что после десятилетнего перерыва в проектировании и строительстве подводных лодок Россия растеряла кадры кораблестроителей, в то время как за границей развитие подводного кораблестроения не прекращалось. Следовательно, целесообразнее купить зарубежную подводную лодку и, используя ее как прототип, а также учитывая опыт войны, проектировать свой корабль. Однако большинство участников совещания с такой позицией не согласились. Они доказывали, что капиталистические государства не продадут достаточно совершенный корабль, и, затратив огромные средства на покупку образца и постройку серийных лодок на его основе, достаточно боеспособный подводный флот создать не удастся. При этом вспоминали историю покупки царским правительством во время русско-японской войны подводных лодок у американской фирмы Лэка, оказавшихся не только низкого качества, но и уступавших по многим тактико-техническим элементам лодкам, спроектированным и построенным в России. В итоге было принято решение проектировать и строить подводные лодки своими силами.
В ноябре 1926 г. было создано специальное конструкторское бюро по проектированию подводных лодок во главе с талантливым инженером-кораблестроителем, впоследствии профессором, доктором технических наук Б. М. Малининым. А в декабре 1926 г. была утверждена шестилетняя программа развития военно-морского флота (1926-1932), в которой наряду с кораблями других классов предусматривалось строительство 22 подводных лодок.
Б. М. Малинин
Кроме Б. М. Малинина в проектировании первых советских подводных лодок участвовали В. И. Говорухин, Э. Э. Крюгер, К. И. Руберовский, Ф. 3. Федоров, А. К. Шлюпкин, А. Н. Щеглов и др. Значительную часть работы выполняли молодые инженеры и конструкторы, воспитывавшиеся и обучавшиеся уже при советской власти: С. А. Базилевский, П. 3. Голосовский, В. П. Горячев, 3. А. Дерибин, В. В. Новожилов, В. Ф. Сегаль, В. П. Фуников и др. От военно-морского флота в разработке проектов участвовали опытные специалисты А. П. Шершов, Н. В. Алексеев, Л. А. Белецкий, К. Л. Григайтис, Т. И. Гуш-левский, П. П. Киткин, В. Ф. Критский, Г. М. Трусов, М. А. Рудницкий, П. И. Сердюк и др. Для консультаций привлекались видные ученые А. Н. Крылов, П. Ф. Папкович, Ю. А. Ши-манский. Это им - ученым, конструкторам и морякам разных поколений выпала честь стоять у колыбели советского подводного кораблестроения.
5 марта 1927 г. в присутствии С. М. Кирова и начальника военно-морских сил РККА Р. А. Муклевича состоялась закладка трех первых подводных лодок - Декабрист, Народоволец и Красногвардеец - 1-й серии для Балтийского флота. Главным конструктором этих лодок был Б. М. Малинин. Для Черноморского флота строились Спартаковец, Революционер и Якобинец. Названия лодок символизировали важнейшие этапы революционного движения.
Р. А. Муклевич 18 ноября 1930 г. телеграфировал:
Поздравляю Морские силы Балтийского моря с вступлением в строй подводной лодки Декабрист - первенца нового советского судостроения и техники. Уверен, что в руках революционных моряков Балтики Декабрист явится грозным оружием против наших классовых врагов и в будущих боях за социализм покроет славой свой красный флаг...
Подводная лодка типа Декабрист
Декабрист имел водоизмещение 938/1360 т. Двухвальная энергетическая установка мощностью 2200/1050 л. с. обеспечивала скорость 15,3/8,5 уз и дальность плавания 8950 (9)/158 (2,9) миль. Вооружение: восемь торпедных аппаратов, одно 100-мм и одно 37-мм орудия.
Подводная лодка типа Ленинец
Параллельно с постройкой лодок 1-й серии велась подготовка к закладке лодок 2-й серии - минных заградителей типа Ленинец, первый из которых был заложен в сентябре 1929 г. и вступил в строй в 1933 г. Большие подводные лодки первых двух серий еще строились, а промышленность уже приступила к постройке лодок 3-й серии среднего водоизмещения. По названию головного корабля, вступившего в строй в октябре 1933 г. на Балтике, их стали называть Щуками. В целом лодки оказались удачными. Отдельные конструктивные недостатки устранялись путем модернизаций. Щуки строились несколькими сериями. К 1940 г. в составе флотов насчитывалось 75 лодок этого типа, а всего было построено 86 единиц.
Подводная лодка типа Щука
В 1930-1933 гг. был разработан проект и начато строительство подводных лодок среднего водоизмещения 9-й серии типа С ("средняя") с более высокими тактико-техническими элементами, чем у подводных лодок типа Щ. Своеобразна история создания этих кораблей. В июне 1933 г. группа советских .кораблестроителей получила возможность принять участие в испытаниях подводной лодки Е-1, построенной в Испании по проекту немецкой фирмы. Тогда же с фирмой был заключен контракт на проектирование подводной лодки среднего водоизмещения по советскому техническому заданию. Однако из-за большого количества отклонений от задания проект возвратили фирме на доработку. Под руководством инженера-кораблестроителя В. Н. Перегудова была создана специальная группа конструкторов, в состав которой входили 3. А. Дерибин, В. Ф. Критский, В. В. Перловский, А. Г. Соколов и др. Этой группой был разработан новый проект. В сентябре 1936 г. головная лодка типа С вошла в строй.
Подводная лодка типа С
Большому и сложному делу не всегда сопутствует удача, примером тому явилось создание больших лодок 4-й серии типа Правда, предназначавшихся для действий совместно с соединениями надводных кораблей, в связи с чем они должны были иметь большую скорость надводного хода и мощное артиллерийское вооружение. У этой лодки оказались недостаточно высокими подводные тактико-технические данные - малая глубина погружения, большой запас плавучести (из-за чего увеличилось время погружения), а также ослабленное торпедное и недостаточно мощное артиллерийское вооружение. 'Было принято решение ограничиться строительством только трех подводных лодок этого типа.
Но отдельные неудачи не меняли картины в целом. Советское подводное кораблестроение приобретало опыт и набирало темпы. В 1930-1936 гг. строились предназначенные для Дальнего Востока подводные лодки небольшого водоизмещения 6-й серии, названные на флотах Малютками, главным конструктором которых являлся А. Н. Асафов. На этих лодках впервые в истории отечественного кораблестроения корпуса изготовлялись цельносварными. Первая лодка вошла в строй в апреле 1934 г.
Подводная лодка типа М
В 1937 г. начали поступать на флоты более совершенные Малютки 12-й серии, проект которых был разработан по инициативе инженера П. И. Сердюка, а накануне Великой Отечественной войны под руководством главного конструктора Ф. Ф. Подушкина начато строительство Малюток 15-й серии с более мощным вооружением и лучшими мореходными качествами с двухвальной энергетической установкой.
Подводная лодка типа К
В 1934 г. под руководством М. А. Рудницкого началось проектирование самых больших советских подводных лодок довоенной постройки 14-й серии типа К ("крейсерские"), названных моряками Катюшами. При их проектировании был учтен опыт создания ранее упоминавшихся лодок 4-й серии. Эти подводные лодки (первая вступила в строй в мае 1940 г.) могли действовать в открытом океане на большом удалении от баз. В приемном акте головного корабля серии указывалось:
...Подводная лодка находится на современном техническом уровне и по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки подобного типа, в особенности по вооружению и скоростям. Самая мощная и самая быстроходная.
Великая Отечественная война подтвердила эту оценку. Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко отмечал, что лодки типа К неизменно вызывали зависть у наших союзников.
Даже из скупого обзора становления советского подводного кораблестроения видно, что ученые, конструкторы, рабочие и участвовавшие в проектировании, постройке и испытаниях лодок моряки успешно справились с задачей и создали подводные корабли, которые по основным тактико-техническим элементам не уступали зарубежным аналогам (табл. 3). Таблица дает представление и о тенденции в развитии подводных лодок накануне второй мировой войны. Существенно возросла мощь оружия, улучшились основные надводные данные, особенно дальность плавания. Подводные же качества изменились незначительно за исключением глубины погружения, которая возросла почти в два раза.
Тип и (или) серия лодки, страна |
Водоизмещение, т |
Скорость, уз |
Дальность плавания, мили |
Глубина погружения (рабочая), м |
Автономность, сут |
Вооружение |
торпедное (число торпедных аппаратов) |
артиллерийское (число стволов - калибр, мм) |
Малые |
М, 12-я, СССР |
203/254 |
14/8 |
3600(8,5)
90(3) |
50 |
15 |
2 |
1-45 |
IIB, Германия |
279/329 |
13/7 |
2900(10)
43(4) |
50 |
15 |
3 |
1 пулемет |
Средние |
С, СССР |
837/1073 |
19,5/9 |
8200(10)
80(4) |
80 |
45 |
6 |
1-100
1-45 |
VII, Германия |
769/871 |
17/7,6 |
9800(10)
80(4) |
80 |
35 |
5 |
1-88
1 пулемет |
S, Англия |
819/990 |
15/9 |
7700(8)
90(2) |
70 |
- |
7 |
1-76 |
S, США |
850/1126 |
14,5/11 |
8000(100) |
- |
- |
4 |
1-102 |
Сирена, Италия |
590/785 |
14,5/8,5 |
4000(9)
72(4) |
- |
- |
6 |
1-102 |
Ro.57, Япония |
889/1032 |
17/10,5 |
7500(8) |
60 |
20 |
4 |
1-80 |
Большие |
К, СССР |
1427/2102 |
22/10,3 |
16500(9)
175(3) |
80 |
50 |
10 |
2-100
2-45 |
IX, Германия |
1120/1360 |
17/8 |
13500(10)
73(4) |
80 |
50 |
6 |
1-105
2 зенитных автомата |
T, Англия |
1320/1600 |
15,5/9 |
11800(8)
113(3) |
70 |
40 |
10 |
1-100 |
Гэтоу, США |
1850/2425 |
15/9 |
12000(10)
200(3) |
- |
60 |
10 |
1-102
2 зенитных автомата |
Петр Кальви, Италия |
1330/1965 |
17/8,5 |
13500(9)
80(4) |
70 |
- |
8 |
2-120
4 зенитных автомата |
I8, Япония |
1950/2600 |
17/9 |
14000(10) |
75 |
45 |
6 |
2-140
2 пулемета |
В количественном отношении подводные силы флотов разных стран существенно отличались друг от друга, что объяснялось их экономическими возможностями, а также взглядами военных ведомств на тенденции развития подводных лодок и ту роль, которая отводилась им в военных конфликтах. В предвидении агрессии против нашего государства и широких боевых действий на море в СССР было развернуто строительство подводных лодок. К началу Великой Отечественной войны советский ВМФ располагал 213 подводными лодками.
<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>
Примечания
Название дано в честь группы "Спартак", организованной в Германии во время первой мировой войны Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург. Деятельность спартаковцев подготовила создание в 1918 г. Коммунистической партии Германии. (Примеч. науч. ред.)
Здесь и далее тактико-технические элементы советских подводных лодок приводятся для головных кораблей серии, с которыми они были сданы флоту. При дальнейшем совершенствовании серий (последующие отличались от предыдущих цифровыми индексами) многие тактико-технические элементы были улучшены.
|