|
|
<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>
Чудо не состоялось.
В ходе второй мировой войны Подводные лодки выполняли разные задачи, но при относительно одинаковых боевых возможностях эффективность их действий была неодинаковой. В крайне тяжелых условиях, в стесненных и мелководных районах, при наличии серьезной минной опасности и Сильно развитой противолодочной обороны пришлось решать боевые задачи советским подводным лодкам. Ни один из иностранных флотов, участвовавших в войне, не испытал таких трудностей. Подводные лодки Германии, Японии и США действовали преимущественно в океанах вне развитой противолодочной обороны.
По разнообразию выполняемых задач советские подводные лодки были наиболее универсальными силами флота. Они вели борьбу на морских коммуникациях противника, защищали свои морские коммуникации, ставили мины, вели разведку, несли дозор, перевозили людей и грузы, осуществляли навигационно-гидрографическое обеспечение сил флота. Удары советских подводных лодок оказались весьма чувствительными для фашистов.
В феврале 1945 г. в течение трех дней гитлеровский рейх находился в трауре, а советского подводника капитана 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско Гитлер объявил личным врагом, врагом Германии и заочно приговорил к смертной казни.
Подводная лодка С-13 под командованием Маринеско в январе 1945 г. действовала в южной части Балтийского моря. Вечером 30 января в Данцигской бухте невдалеке от маяка Хела гидроакустик уловил шум винтов. Лодка легла на курс сближения с противником. В 21 ч 10 мин были обнаружены вражеские суда, выходившие из бухты в окружении кораблей охранения. Это были лайнер Вильгельм, Густлов водоизмещением 25 484 т, являвшийся учебной базой фашистского подводного флота, и
крупный теплоход Ганза. Гитлеровцы не ожидали действий советских подводных лодок со стороны берега, в связи с чем корабли охранения располагались мористее. Но именно так и решил действовать командир С-13.
Лайнер шел со скоростью 15 уз. Чтобы выйти на него в атаку, лодка шла параллельным курсом полным ходом в позиционном положении. Погода была свежая и лодку заливало, но она упорно преследовала цель. В 23 ч 8 мин с дистанции 5 кабельтовых был произведен четырехторпедный залп, а меньше чем через минуту раздались мощные взрывы. Лайнер с большим креном на левый борт медленно погружался в воду... Корабли охранения бросились преследовать лодку, но она, погрузившись, пошла к месту гибели лайнера. Маринеско учел, что противник в этом районе не станет сбрасывать глубинные бомбы, опасаясь изувечить находившихся в воде людей. Разумный маневр позволил С-13 благополучно оторваться от преследования. На Вильгельме Густлове погибло свыше 7 тыс. матросов и офицеров противника, в том числе около 3000 квалифицированных подводников (примерно 70 экипажей для новых подводных лодок гитлеровского флота).
Продолжая боевые действия, на подходе к Данцигской бухте 10 февраля С-13 атаковала и потопила крупный транспорт Генерал Штойбен водоизмещением 14 660 т с 3,6 тыс. гитлеровцев на борту.
За выдающиеся боевые успехи, достигнутые в этом походе, все члены экипажа С-13 получили правительственные награды, а подводная лодка в апреле 1945 г. была награждена орденом Красного Знамени.
Другая балтийская подводная лодка - Л-3 - под командованием капитана 3-го ранга В. К. Коновалова 17 апреля 1945 г. атаковала вражеский конвой и потопила транспорт Гойя водоизмещением 5230 т, на борту которого находилось 5385 человек, в том числе около 1300 подводников - офицеров, курсантов и матросов (около 30 экипажей). Лодка стала гвардейской. Через два дня Л-3 одержала новую победу, уничтожив судно водоизмещением около 400 т с боеприпасами на борту. В. К. Коновалов в июле 1945 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Много славных дел внесли в летопись Великой Отечественной войны подводники-североморцы. В июле 1942 г. к берегам Советского Союза (в Мурманск) из Исландии шел конвой "PQ-17", сформированный союзниками для доставки грузов по ленд-лизу. Для уничтожения "PQ-17" немцы направили эскадру в составе линкора Тирпиц, тяжелого крейсера Адмирал Шеер и восьми эсминцев. В это время возле Альтенфьорда находилась подводная лодка К-21 под командованием капитана 2-го ранга Н. А. Лунина. Вражеская эскадра была обнаружена 5 июля около 17 ч. Лунин решил атаковать Тирпиц. В 18 ч 01 мин с дистанции около 18 кабельтовых лодка выпустила четыре торпеды с интервалом 4 с. Опасаясь преследования противника, Лунин сразу опустил перископ, лодка ушла на глубину и увеличила скорость. Через 2 мин 15 с акустик доложил о двух взрывах. Лунин передал по радио, что атаковал Тирпиц. Это донесение было перехвачено немцами. Гитлеровское командование, считая, что цель похода преждевременно раскрыта, и опасаясь за судьбу новейшего линкора, приказало эскадре возвратиться в базу.
Советские подводные лодки, созданные в годы первых пятилеток, в ходе тяжелых боевых испытаний подтвердили свои конструктивные достоинства и надежность. В Баренцевом, Балтийском и Черном морях они уничтожили торпедами и минным оружием более 300 транспортов общим водоизмещением свыше 1 млн. т и около 100 боевых кораблей противника.
Высокое боевое мастерство и массовый героизм проявили в годы Великой Отечественной войны советские подводники. За мужество и героизм около 6000 из них были награждены орденами и медалями Советского Союза, 20 подводников были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 12 лодок стали гвардейскими, 23 награждены орденом Красного Знамени, а подводные лодки Северного флота Д-3, С-56, Щ-402 и М-172 стали одновременно гвардейскими и краснознаменными.
Достойно проявили себя подводники и других стран антигитлеровской коалиции. Действия английских подводников, сражавшихся в Заполярье плечом к плечу с советскими подводниками, заслужили высокую оценку командования Северного флота.
Германия начала войну с 57 подводными лодками, 24 из которых по своим тактико-техническим данным вообще не были пригодны к действиям в Атлантике. Однако неподготовленность Англии к подводной войне оказалась столь вопиющей, что даже немногочисленные немецкие подводные лодки в первые же месяцы войны достигли крупных успехов. Уже через 16 дней после начала войны германская лодка потопила английский авианосец Корейджес с 50 самолетами на борту. Прошло около месяца и на дно был отправлен английский линкор Ройал Оук. Почти ежедневно на Британских островах узнавали о гибели транспортных судов. И это несмотря на то, что только на атлантическом морском театре в середине 1941 г. англичане и американцы сосредоточили более 2000 противолодочных кораблей и несколько тысяч самолетов.
Ободренное успехами фашистское руководство флотом приняло решение о подготовке к тотальной подводной войне и развернуло строительство подводных лодок. Командование германских подводных сил доложило верховному главнокомандованию, что для восполнения ожидаемых потерь потребуется вводить в строй ежемесячно не менее 29 подводных лодок. Такого темпа достигнуто не было, но в отдельные месяцы 1941 г., используя промышленную базу захваченных западноевропейских стран, немцы вводили в строй до 23 единиц, а всего за Период войны в Германии была построена 1131 подводная лодка.
Пока немецкие подводные лодки действовали успешно, руководство гитлеровского флота форсировало строительство кораблей довоенных проектов. Но в конце 1942 г. ситуация изменилась. Все чаще немецкие лодки, выходившие на океанские коммуникации, стали бесследно исчезать. Командиры нескольких чудом уцелевших лодок рассказывали о происходившем. Ночью, в тумане, при очень плохой видимости, когда лодка шла на позицию в надводном положении, неожиданно на малой высоте появлялся самолет и без помех точно сбрасывал бомбы. Только в первом полугодии 1943 г. немцы потеряли в Атлантике 113 лодок. Через некоторое время выяснилось, что у союзников появились самолеты и надводные корабли, оснащенные радиолокаторами.
Руководство гитлеровского флота энергично искало
выход из создавшегося положения. В отличие от других стран, которые в течение войны не разрабатывали проекты новых подводных лодок и в отдельных случаях лишь модернизировали корабли, спроектированные в довоенные годы, гитлеровские стратеги, видевшие в подводном флоте одну из главных сил, способных изменить ход войны, не жалели средств и ресурсов на создание качественно новых подводных лодок. Именно этим, а не какими-то особыми достоинствами конструкторов, что иногда подчеркивается мемуаристами на Западе, объясняются успехи немецкого подводного кораблестроения на заключительной стадии воины.
Подводная лодка W-80 в эллинге
Управление кораблестроения Германии, следившее за ходом работ по созданию новых подводных лодок, держало в поле зрения деятельность Вальтера, быстро усвоившего, какие блага сулит работа на военное ведомство агрессивного рейха, и превратившегося за годы фашистской диктатуры в крупного предпринимателя. В обстановке строжайшей секретности форсировалось строительство опытной подводной лодки W-80. На корабль допускали строго ограниченный круг лиц по спискам, согласованным в высших инстанциях вермахта. На контрольно-пропускном пункте эллинга, в котором строилась лодка, дежурили гестаповцы, переодетые в форму пожарных. В 1942 г. лодку построили и начали испытывать. Учитывая, что при большой скорости подводного хода выдвигать перископ нельзя, так как его может снести набегающим потоком воды, для замера скорости в носовой части лодки был установлен герметичный светильник. Испытания проводились в ночное время, когда светильник просматривался через толщу воды. Ориентируясь на свет, лодку сопровождал торпедный катер, по лагу которого и замерялась ее скорость. Результат превзошел все ожидания. W-80 развила под водой скорость 28,1 уз.
Сразу после испытаний в сентябре 1942 г. главнокомандующий флотом гросс-адмирал Редер созвал совещание, на котором были намечены мероприятия по скорейшему развертыванию строительства новых подводных лодок с парогазотурбинными установками (ПГТУ), работающими по "горячему" процессу, осуществлявшемуся следующим образом.
Насос для подачи раствора перекиси водорода, сблокированный на одной оси трехнасосного агрегата с топливным и водяным насосами, подавал раствор из эластичных емкостей через четырехкомпонентный регулятор, трехкомпонентный переключатель и клапан включения форсунок в камеру разложения. Продукты разложения - пары воды и кислород поступали в камеру горения, куда одновременно подавалось топливным насосом органическое топливо из цистерн. При пуске установки зажигание осуществлялось запальным устройством, к которому топливо подводилось помимо четырехкомпонентного регулятора по специальному растопочному трубопроводу с клапаном. Топливо сгорало в среде, насыщенной свободным кислородом. Температура продуктов горения достигала 2000°С. Для ее снижения перед лопатками турбины до 550°С в камеру горения водяным насосом через те же четырехкомпонентный регулятор и трехкомпонентный переключатель подавалась питательная вода. Парогаз, состоявший из паров воды и углекислоты, из камеры горения через сепаратор поступал в турбину, вращавшую через понижающий редуктор гребной винт. Из турбины отработавший парогаз поступал в конденсатор смешения, где охлаждался, смешиваясь с подаваемой в конденсатор водой. Сконденсировавшиеся пары воды конденсатным насосом прокачивались через расположенный за бортом охладитель, после чего часть конденсата возвращалась в конденсатор для охлаждения парогаза, а другая подавалась водяным насосом в камеру горения. При установившемся режиме работы установки вода, накапливающаяся в процессе разложения перекиси водорода, отводилась за борт. Углекислота из газосборника удалялась за борт компрессором. В связи с расходом раствора перекиси и топлива неизменность водоизмещения подводной лодки достигалась их замещением забортной водой, поступление которой в специальные цистерны дозировал четырехкомпонентный регулятор. Для малого подводного хода лодка была оснащена гребным электродвигателем с питанием от аккумуляторной батареи.
Принципиальная схема ПГТУ
1 - гребной винт; 2 - редуктор; 3 - турбина; 4 - гребной электродвигатель; 5 - сепаратор; б - камера горения; 7 - запальное устройство; 8 - клапан растопочного трубопровода; 9 - камера разложения; 10 - клапан включения форсунок; 11 - трехкомпонентный переключатель; 12 - четырехкомпонентный регулятор; 13 - насос раствора перекиси водорода; 14 - топливный насос; 15 - водяной насос; 16 - охладитель конденсата; 17 - конденсатный насос; 18 - конденсатор смешения; 19 - газосборник; 20 - углекислотный компрессор.
Перед немецкой судостроительной промышленностью ставилась задача уже с 1943 г. ввести в строй 26 подводных лодок с ПГТУ. Во вновь созданном специальном конструкторском бюро, которое возглавил Вальтер, в сжатые сроки был разработан проект подводной лодки XVII серии, состоявшей из 9 единиц, по сути дела являвшихся опытными кораблями, строившимися в разных модификациях и предназначавшихся для различных исследований и подготовки экипажей; Каждая лодка была оснащена двумя ПГТУ суммарной мощностью 5000 л. с. В 1943 г. головная лодка была построена и испытана. При запасе раствора перекиси водорода 55 т она могла идти в подводном положении со скоростью 25 уз в течение 4 ч, и 22 уз - 6 ч. Таким образом, скорость подводного хода немецких дизель-электрических лодок аналогичного водоизмещения была превышена более чем в три раза!
Такая необычно большая скорость лодок с ПГТУ объясняется в основном их энерговооруженностью. Сравним этот показатель подводной лодки XVII серии с ПГТУ с энерговооруженностью ранее упоминавшейся дизель-электрической лодки II серии с мощностью двигателя 300 л. с., развивавшей под водой скорость 7 уз. Подводное водоизмещение лодок - около 330 т. Их энерговооруженность составляла соответственно около 15 л. с./т и 1 л. с./т. Чтобы повысить подводную скорость более чем в три раза, мощность энергетической установки подводного хода пришлось увеличить в 15 раз! Это стало возможным благодаря удельной массе ПГТУ, составлявшей всего около 5 кг/л. с. Вспомним, что этот показатель у электроэнергетических установок подводного хода дизель-электрических подводных лодок колебался в диапазоне 65-75 кг/л. с.
Параллельно с созданием новых подводных лодок немцы наращивали производство перекиси водорода. Если в 1939 г. в Германии ее вырабатывалось в пересчете на 80-процентный раствор 6800 т в год, в то время как все остальные страны производили 7600 т, то в 1944 г. выработка перекиси водорода в Германии составила уже 24 тыс. т и строились дополнительные мощности на 90 тыс. т в год.
Еще не имея полноценных боевых подводных лодок с ПГТУ и опыта их боевого использования, гросс-адмирал Дениц вещал:
Придет день, когда я объявлю Черчиллю новую подводную войну. Подводный флот не был сломлен ударами 1943 года. Он стал сильнее, чем прежде. 1944 год будет тяжелым годом, но годом, который принесет большие успехи.
Деницу вторил государственный радиокомментатор Фриче, обещавший нации "тотальную подводную войну с участием совершенно новых подводных лодок, против которых противник будет беспомощен".
Цепляясь за любую возможность изменить ход военных действий, фашистское руководство открыло "зеленую улицу" проектам новой военной техники. В 1944 г. Вальтер закончил проект первой боевой подводной лодки XVIII серии с ПГТУ водоизмещением 1485/1652 т, вооруженной шестью торпедными аппаратами. Дизель-электрическая установка мощностью 4000/198 л. с. позволяла развивать скорость 17/5 уз.
ПГТУ мощностью 15 тыс. л. с. при запасе раствора перекиси водорода 240 т обеспечивала в течение 8 ч скорость подводного хода 24 уз. Но корабль не был построен. Причиной послужило очень большое потребление перекиси водорода. Дело в том, что к этому времени установки на перекиси водорода (не без инициативы Вальтера) начали применяться в немецкой авиационной технике - самолетах, ракетах "ФАУ-2" и двигателях стартовых ракет самолетов. А на одну только заправку каждой подводной лодки XVIII серии требовалось 240 т дефицитного продукта.
В спешном порядке был разработан проект новой подводной лодки XXVI серии водоизмещением 853/938 т. Планировалось построить 200 единиц. Дизель-электрическая установка мощностью 1400/198 л. с. обеспечивала скорость 11/7 уз и дальность плавания 7300 (10)/100 (4) миль, а ПГТУ мощностью 6,5 тыс. л. с. при запасе перекиси водорода 97 т позволяла в течение 6 ч развивать под водой скорость 24 уз. Корабль был вооружен шестью носовыми и шестью бортовыми торпедными аппаратами.
Такое количество аппаратов на подводной лодке относительно небольшого водоизмещения, а также их расположение предусматривались для экономии перекиси водорода, когда при работающей ПГТУ после первой и особенно после второй атаки приходилось затрачивать много времени на перезарядку аппаратов. Поэтому тактика атаки предусматривала залп из носовых аппаратов, подныривание под корабль противника с выходом на позицию залпа из бортовых аппаратов. На испытаниях головная лодка (так и оставшаяся единственным кораблем серии) смогла развить скорость 21 уз. Времени на выяснение причин недобора скорости и доводку корабля не оставалось. Заканчивался 1944 год...
Всего было построено 11 подводных лодок с ПГТУ. Для этого потребовалось около 10 лет и огромные материальные ресурсы, но корабли так и не были доведены до необходимой эксплуатационной надежности. Постоянно возникали новые проблемы, на решение которых военная обстановка не предоставляла времени. В боевых действиях подводные лодки с ПГТУ не принимали участия и в последние дни войны были уничтожены или затоплены своими экипажами. Чудо не состоялось.
<<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья>>>
|