<<<предыдущая лодка | предпросмотр | следующая лодка>>>
Гвардейская Краснознаменная подводная лодка "Щ-402"
Эта подводная лодка 28 июня 1935 года была спущена на воду и 1 октября 1936 года под наименованием "Щ-314" вошла в состав бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Затем она была переименована в "Щ-402" и под командованием старшего лейтенанта Б. К. Бакунина пополнила боевой состав Северного флота.
Гвардейская Краснознаменная подводная лодка "Щ-402"
В довоенные годы "Щ-402" считалась одной из передовых на флоте. Ее экипаж неоднократно выполнял правительственные задания. В феврале 1938 года он поддерживал радиосвязь между судами экспедиции по снятию со льдины папанинцев и главной базой флота, а в апреле-мае 1939 года выходил на обеспечение беспосадочного перелета самолета В. К. Коккинаки по маршруту Москва-Северный полюс - США.
В период советско-финляндской войны подводная лодка несла дозорную службу, действовала на морских коммуникациях противника.
В годы Великой Отечественной войны "Щ-402" командовали офицеры Н. Г. Столбов, А. М. Каутский, военными комиссарами и заместителями командира по политической части были А. Б. Кочергин, Н. А. Долгополов, А. Н. Бахтиаров, Я. Р. Новиков. Подводная лодка совершила 16 боевых походов, потопив девять транспортов и боевых кораблей противника общим водоизмещением около 50 тысяч тонн.
Победы экипажу давались нелегко. В марте 1942 года подводная лодка после успешной атаки неприятельского тральщика подверглась жестокой бомбежке, в результате которой разошлись швы топливных цистерн. На помощь ей была выслана другая подводная лодка - "К-21", которая впервые на Севере в открытом море произвела передачу топлива на "Щ-402".
В другом походе в августе 1942 года на "Щ-402" произошел взрыв аккумуляторных батарей. Девятнадцать человек ее экипажа были убиты, несколько - получили ранения. Из командного состава в живых остался только командир электромеханической части инженер-капитан-лейтенант А. Д. Большаков, который принял на себя командование кораблем. Парторг лодки мичман Н. А. Егоров временно исполнял обязанности комиссара, а штурманский электрик Н. А. Александров - штурмана лодки. В результате взрыва электрическое управление горизонтальными рулями, вся радиоаппаратура и штурманские приборы вышли из строя.
Но и в этой, казалось бы, безвыходной ситуации североморцы не дрогнули. Четкие, самоотверженные действия позволили им привести израненную подводную лодку в базу.
За образцовое выполнение боевых заданий командования при действиях на морских коммуникациях противника и проявленные при этом мужество и героизм экипажа подводная лодка "Щ-402" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года была награждена орденом Красного Знамени, а 25 июля 1943 года удостоена гвардейского звания. За боевые подвиги 28 членов ее экипажа были награждены орденом Красного Знамени, 46 человек - орденами Отечественной войны I и II степени, 40 человек - орденом Красной Звезды и 34 человека - медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги".
Направляясь в очередной боевой поход, Краснознаменная гвардейская "Щ-402" погибла у северного побережья Норвегии 21 сентября 1944 года от прямого попадания авиабомбы.
Водоизмещение надводное 590 т, подводное-707,8 т; длина 58,7 м, ширина 6,2 м, осадка 4,3 м; мощность дизелей 1600 л. с., электромоторов-800 л. с.; скорость хода максимальная надводная 13,6 уз, подводная- 8,7 уз; дальность плавания над водой 6500 миль, под водой - 108 миль (экономическим ходом). Вооружение: 6 (4 носовых и 2 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 2 45-мм орудия и 2 7,62-мм пулемета. Экипаж 40 человек.
<<<предыдущая лодка | предпросмотр | следующая лодка>>>
|