Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Катастрофы подводных лодок

предыдущая статья | оглавление | следующая статья

Посадка на мель дизельной подводной лодки "С-363" (БФ) 27 октября 1981 года.

Основные данные ПЛ "С-363" соответствуют ТТХ ПЛ проекта "613", ("Виски-5" класс).

Подводная лодка "С-363" (бортовой номер "137") вышла в море 17 октября 1981 года под командованием капитана 3 ранга Анатолия Гущина. Старшим на борту являлся начальник штаба бригады ПЛ, который никаких практических мер не предпринимал и, в основном, отдыхал. Почти сразу после выхода, субмарина следовала в подводном положении и в 18 часов 10 минут попала в трал рыболовного сейнера. Внешних повреждений при осмотре рубки после всплытия выявлено не было, но оказалась поврежденной антенна радиопеленгатора "РПН-47-03". О факте его повреждения на лодке узнали лишь после аварии. Перед походом на "С-363" был установлен нештатный прибор-приёмоиндикатор международной системы МАМС - "Пирс-1М" для приема сигналов фиксированных радиомаяков, но из-за переменного контакта прибор работал неустойчиво. Командир лодки о факте повреждения после контакта с сетью на КП флота не доложил. За период плавания командир лодки контролем места корабля не занимался и часто отдыхал вместе со штурманом, причем, в период отдыха штурмана, счисление пути прерывалось до 12 часов, а его точность не анализировалась. При последующей проверке уровня штурманских знаний у командира лодки, он оказался близким к нулю. Штурман "С-363" - Анатолий Коростов - также имел самые примитивные знания по профессии: с трудом он умел производить простое счисление и пользоваться радиопеленгатором. Место лодки в период плавания он определял лишь по шведской радионавигационной системе "Декка" и понятия не имел, что здесь, для устранения неоднозначности требуется знать свое место с точностью до 3-5 миль. Показания эхолота "НЭЛ-3" были также неточными из-за обнаруженной в походе недостоверности и ненадежности работы прибора. Из-за ошибок счисления, неиспользования РЛС и астрономический методов - невязка места превысила 6 миль, что привело к неправильному отсчету и постоянному дальнейшему увеличению невязки. Секстаном штурман пользоваться не умел. Определить место астрономическим способом ему не удалось. Анализ невязок штурман не проводил и безрасчетно их уменьшал и подгонял.

В 14 часов 49 минут 20 октября выше указанные причины привели к ошибке на одну зону многозначности по красным гиперболам (ошибка в 13,5 миль). Через сутки, в 14 часов 55 минут ошибки увеличились на две зоны по красным гиперболам и на одну зону по зеленым гиперболам с суммарной ошибкой в 29,5 миль. 26 октября 1981 года на лодке провели очередную обсервацию, получив ошибку в 28,5 миль и по решению начальника штаба БР ПЛ счислимое место перенесли на карту без всякого анализа.

В данном случае принцип "считать себя ближе к опасности", то есть к банке Слупской, увеличил ошибку до 40 миль. Ночью начальник штаба принял решение подойти к острову Борнхольм для уточнения места лодки. Радиолокатор не включали, а огней на острове не видели из-за большой ошибки. После этой "неудачи" на лодке перестали доверять приору "Пирс-1м". В 17 часов 26 минут 27 октября по решению начштаба лодка легла на грунт для определения глубины, чем грубо нарушен минно-навигационный режим плавания. Считая, что измеренная глубина в 51 метр подтверждает одно из последних "обсервованных мест", его и приняли для счисления, хотя простой взгляд на карту показал бы, что лодка уже находится "под дном моря у побережья Польши"(!) В результате невязка составила уже 53,8 мили. В 20 часов 09 минут 27 октября лодка всплыла и с нее был обнаружен огонь маяка Утклип-пан, но командир лодки и начштаба посчитали его за огонь рыбацкой вехи, а огни рыбацкого поселка - за скопление рыболовных судов. Видимость в это время составляла около 1-3 кабельтовых из-за тумана и мороси, на море - небольшая зыбь, безветрие. Силуэты низких островов принимались за темные пятна и никто не пытался разобраться в обстановке. На доклад радиометриста о работе прямо по курсу шведской береговой радиолокационной станции последовал грубый окрик командира лодки об умственных способностях радиометриста и последний тут же "исправил" доклад на работу "корабельной РЛС". По иронии судьбы, лодка "С-363" фактически вслепую следовала по секретному шведскому фарватеру в шхерах (ширина фарватера -12 метров). Гремя дизелями, никем не обнаруженная лодка (на мостике которой находились командир, замполит, вахтенный сигнальщик) на скорости 7,5 узлов выскочила в 21 час 57 минут на камни прибрежной отмели у острова Турумшер. С дифферентом на корму и креном до 15° на левый борт "С-363" крепко села на отмель и попытки до шести утра самостоятельно сняться с камней успеха не дали. Водотечности корпуса не было, полностью разбит обтекатель гидролокатора. С рассветом, около десяти часов утра лодку обнаружил перед входом в военно-морскую базу Швеции - Карлскрона рыбак, а затем из гавани вышел шведский катер. Вскоре последовал международный скандал в духе "холодной войны" с обвинением экипажа лодки в шпионаже. Лишь б ноября 1981 года лодку сняли с отмели шведские спасательные суда и она вернулась на Родину.

предыдущая статья | оглавление | следующая статья
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru