| |
парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр
| следующий корабль>>>
Шлюпы "Восток" и "Мирный"
Антарктида,- "Терра Аустралис инкогнита"-неведомая Южная земля. Этот суровый обширнейший материк был открыт последним, хотя издавна привлекал внимание исследователей и ученых. Известный английский мореплаватель Джеймс Кук после своего путешествия 1772-1775 годов писал: "Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне".
Авторитет мореплавателя был настолько велик, что дальнейшие поиски Антарктиды англичанами и исследователями других стран были прекращены, но только не русскими моряками.
Основываясь на гипотезах и исследованиях, передовые русские офицеры и адмиралы В. М. Головнин, И. Ф. Крузенштерн, Г. А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России.
3 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана и определения возможности выхода через Берингов пролив в Атлантический океан, другая - в Южную полярную область.
Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам .двух трехмачтовых шлюпов:
"Восток" (построен в 1818 году в Петербурге, водоизмещение - 900 тонн, вооружение-28 орудий, экипаж-117 человек) и "Мирный" (бывший транспорт "Ладога", построенный в 1818 году в Лодейном Поле, водоизмещение - 530 тонн, вооружение - 20 орудий, экипаж - 73 человека). Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев.
Шлюп "Восток"
Основными задачами экспедиции были:
совершить переход в Антарктику, пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах, чтобы выяснить, существуют ли там земли, и если возможно - пройти к полюсу.
Начальный этап этого невиданного путешествия проходил по уже знакомому русским морякам маршруту. Зайдя в Копенгаген, Портсмут, Санта-Крус на острове Тенерифе и в Рио-де-Жанейро, 22 ноября экспедиции разделились, направившись каждая по своему маршруту.
Войдя в антарктические воды, "Восток" и "Мирный" произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карте появились мысы и заливы, названные именами участников экспедиции офицеров Парядина, Демидова, Куприянова, Новосильского. Затем экспедицией были открыты острова Анненкова, Лескова, Торсона (впоследствии одного из видных участников восстания декабристов в Петербурге в 1825 году) и Зава донского. Вся гряда островов была названа именем морского министра России де Траверсе.
Упорно пробиваясь во льдах и уклоняясь от айсбергов, отважные русские исследователи 16 января 1820 года подошли наконец к шестому континенту. Этот знаменательный день вошел во всемирную историю как день открытия Антарктиды.
Продолжая находиться в этом районе до середины февраля, два небольших парусных судна с деревянными корпусами, несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, еще дважды подходили к ледяным берегам, а с приближением антарктической осени направились в Сидней на кратковременный отдых.
8 мая 1820 года, произведя ремонт и пополнив запасы, "Восток" и "Мирный" вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей: Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чича-гова. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи - острова Михайлова и Симонова.
31 октября шлюпы после тщательной подготовки снова вышли из Сиднея в воды Антарктики. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Лавируя среди многочисленных айсбергов и льдов, шлюпы 13 декабря пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра Первого, а через неделю - гористый берег Александра I. Отсюда курс экспедиции лежал к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага. Часть островов была названа в честь побед русской армии над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года при Бородине, Малом Ярослав-це, Смоленске, Полоцке, Лейпциге, Ватерлоо и на Березине.
30 января из-за плохого состояния корпуса шлюпа "Восток" отряд покинул Антарктику. Через четыре дня русские мореплаватели, проходя мимо берегов Южной Георгии, завершили кругосветное плавание. 27 февраля "Восток" и "Мирный" прибыли в Рио-де-Жанейро, а 24 июля, успешно завершив историческое путешествие, отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде.
Совершив выдающийся в истории мореплавания научный подвиг, экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день, в том числе в Южном полушарии - 535 дней; 100 суток плавание проходило среди айсбергов и льдов. За этот период русские моряки и ученые открыли 29 островов, собрали богатейшие материалы для изучения антарктических морей. Подвиг экспедиции характеризует и тот факт, что в районах, где пролегли курсы "Востока" и "Мирного", люди побывали снова лишь через сто с лишним лет.
Чтя память выдающихся соотечественников, советские полярники первые научные станции в Антарктиде назвали в честь шлюпов "Восток" и "Мирный". Имена руководителей экспедиции- впоследствии известных русских адмиралов М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена носят современный крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда Советского Союза.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|