| |
парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
Пароходы и броненосцы
Пароходофрегат "Владимир"
|
В самом начале Крымской войны 1853-1856 годов корабли русского Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить воинские перевозки противника. В то время, как парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова находилась у анатолийских берегов, отряд пароходофрегатов, возглавляемый начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, действовал в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора. Флагманским кораблем этого отряда был пароходофрегат "Владимир".
|
Броненосная батарея "Не тронь меня"
|
Опыт Крымской войны 1853-1856 годов и гражданской войны в США 1861- 1865 годов наглядно показал, что имевшиеся в составе флотов парусные деревянные корабли не могли уже соперничать с появившимися и быстро совершенствовавшимися паровыми судами, покрытыми мощной броней. Поэтому все основные морские державы лихорадочно приступили к постройке броненосных судов. Не была исключением в этом и Россия.
|
Паровой корвет "Витязь"
|
Вскоре после вступления корабля в строй его командир капитан 1 ранга С. О. Макаров получил приказ подготовить судно к переходу на Дальний Восток, и 31 августа 1886 года корвет покинул Кронштадт. Совершив за семь с половиной месяцев кругосветное плавание, "Витязь" прибыл в японский порт Иокогама, где присоединился к русской эскадре Тихого океана.
|
Вооруженный пароход "Великий князь Константин"
|
По инициативе молодых флотских офицеров капитан-лейтенанта М. К. Баранова и лейтенанта С. О. Макарова для обороны побережья и несения крейсерской службы русское морское командование решило привлечь быстроходные паровые суда торгового флота. С этой целью уже в начале войны морским ведомством было зафрахтовано четыре товаропассажирских парохода, а через некоторое время - еще два парохода и четыре винтовые шхуны. Все они были вооружены и включены в состав Черноморского флота.
|
Броненосный корабль "Петр Великий"
|
В 1867 году был объявлен конкурс на создание проекта мореходного броненосного монитора, который по своим тактико-техническим характеристикам не уступал бы лучшим кораблям западных стран. Из представленных конкурсной комиссии эскизов лучшим был признан проект видного русского ученого-кораблестроителя контр-адмирала А. А. Попова.
|
Миноносец "Стерегущий"
|
Миноносец "Стерегущий" был заложен на Невском судостроительном заводе в Петербурге и в разобранном виде перевезен по железной дороге в Порт-Артур для достройки. В начале 1903 года корабль был спущен на воду и в мае того же года вошел в состав Сибирской военной флотилии.
|
Крейсер "Варяг"
|
Бронепалубный крейсер "Варяг" был заложен по заказу русского правительства 10 мая 1899 года в Филадельфии. 3 мая 1901 года, пройдя пять тысяч миль, "Варяг" стал на якорь на Большом Кронштадтском рейде, а 25 февраля 1902 года прибыл в Порт-Артур, пополнив боевой состав Тихоокеанской эскадры. Командиром "Варяга" был назначен капитан 1 ранга В. Ф. Руднев.
|
Эскадренный броненосец "Петропавловск"
|
4 января 1892 года старый фрегат был исключен из списков флота, а через два месяца на Галерном островке в Петербурге был заложен эскадренный броненосец, которому по преемственности было присвоено наименование "Петропавловск"; Спущенный на воду 28 октября 1894 года, этот корабль в 1897 году вступил в строй и вошел в состав Балтийского флота.
|
Канонерская лодка "Храбрый"
|
Уже через несколько дней после начала первой мировой войны канонерская лодка из Шхерного отряда была переведена в район Моонзундского архипелага, имевшего важное оперативно-стратегическое значение для обороны театра. В августе 1915 года "Храбрый" вместе с линкором "Слава" и другими кораблями метким артиллерийским огнем сорвал попытку германского флота прорваться в Рижский залив.
|
Эскадренный миноносец "Новик"
|
Весной 1913 года в Финском заливе появился новый корабль, равного по вооружению и скорости хода которому не было в мире. Это был построенный на добровольные пожертвования, собранные населением России в ходе русско-японской войны, эскадренный миноносец "Новик".
|
Крейсер "Аврора"
|
Вестник Октября - легендарный крейсер "Аврора"... 16 июля 1903 года он вступил в строй. Вскоре новый крейсер покинул Кронштадт и направился на Дальний Восток. Но достичь Порт-Артура "Авроре" не довелось:
она находилась еще в африканском порту Джибути, когда в январе 1904 года разразилась русско-японская война.
|
Крейсер "Очаков"
|
В дни первой русской революции на Севастопольском рейде среди других кораблей стоял проходивший приемные испытания недостроенный крейсер 1 ранга "Очаков", заложенный в 1901 году, спущенный на воду в сентябре следующего года. Экипаж этого корабля, имевший постоянное общение с заводскими рабочими, был наиболее революционным на флоте. 8 ноября матросы крейсера выдвинули требование улучшения условий службы и замены реакционно настроенного командира крейсера, на это требование командование ответило категорическим отказом.
|
Миноносец "Скорый"
|
Среди немногочисленных кораблей Сибирской флотилии, оставшихся после русско-японской войны, в бухте Золотой Рог находился миноносец "Скорый", числившийся в списках до февраля 1902 года под названием "Перепел". Спущенный на воду за несколько месяцев до русско-японской войны, этот корабль в 1904 году выдержал всю героическую оборону главной базы русских морских сил на Дальнем Востоке.
|
Крейсер "Память Азова"
|
Среди экспонатов сокровищницы русского ювелирного искусства - Оружейной палаты Московского Кремля - внимание посетителей привлекает маленькая шкатулка, выполненная из гелиотропа в виде расколотого крупного яйца, внутрь которого вложена миниатюрная золотая копия крейсера "Память Азова". Чем знаменит этот корабль, что его модель была специально изготовлена для украшения царских палат?
|
Крейсер "Аскольд"
|
Этот пятитрубный красавец крейсер нельзя спутать ни с каким другим кораблем всех флотов мира. Даже окрашенный в темный зеленовато-оливковый боевой цвет, он красотой и стремительностью обводов корпуса вызывал всеобщее восхищение и привлекал к себе пристальное внимание.
|
Эскадренный броненосец "Князь Потемкин - Таврический"
|
"...Броненосец "Потемкин" остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии", - так охарактеризовал В. И. Ленин революционное восстание на эскадренном броненосце Черноморского флота "Князь Потемкин-Таврический" в июне 1905 года.
|
Минный заградитель "Амур"
|
В 1905 году на Балтийском заводе состоялась закладка двух кораблей. Одному из них было присвоено имя "Амур" - в память о подвигах минного заградителя периода русско-японской войны. С началом первой мировой войны "Амур", как и его предшественник, принимал активное участие в боевых действиях против врага.
|
Эскадренный миноносец "Забияка" ("Урицкий")
|
Первый же его боевой поход увенчался блестящей победой. В декабре 1915 года "Забияка" вместе с эсминцами "Победитель" и "Новик" направился из Ревеля на прибрежную коммуникацию германского флота для постановки минных заграждений. А через несколько дней на этих минах подорвались и затонули легкий крейсер и два эсминца противника.
|
Эскадренный миноносец "Керчь"
|
Острая политическая и стратегическая обстановка сложилась в апреле 1918 года на юге страны, когда войска кайзеровской Германии ворвались в Крым. Революционные матросы с оружием в руках ушли на сухопутный фронт бороться против контрреволюционных войск Германии. Воспользовавшись этим, эсеры и меньшевики захватили большинство мест в Черноморском Центрофлоте и Севастопольском Совете.
|
Эскадренный миноносец "Гавриил"
|
Ночью 18 августа 1919 года английские интервенты решили нанести комбинированный удар по кораблям действующего отряда флота Балтийского моря. В налете на Кронштадт участвовали группа самолетов-бомбардировщиков и семь торпедных катеров. Несмотря на то что интервентам удалось вывести из строя линейный корабль "Андрей Первозванный" и старый учебный крейсер "Память Азова", служивший базой подводных лодок, их коварный замысел был сорван дозорным эсминцем "Гавриил", вступившим в смелый и решительный поединок с катерами противника.
|
Эскадренный миноносец "Карл Либкнехт"
|
Этот корабль был заложен на Сандвикской верфи в Гельсингфорсе в 1904 году под названием "Финн", через год спущен на воду и в 1906 году вступил в строй. Во время первой мировой войны миноносец в составе минной дивизии Балтийского флота участвовал во многих миннозаградительных операциях, нес дозорную службу, осуществлял конвоирование транспортов.
|
Ордина Ленина ледокол "Ермак"
|
"Дедушка русского ледокольного флота", - так по праву называли "Ермака" моряки. Созданный по проекту выдающегося русского ученого и флотоводца С. О. Макарова, ледокол был заложен в 1897 году по заказу России на стапелях английской фирмы "Армстронг", в октябре следующего года спущен на воду и в феврале 1899 года, направляясь в Кронштадт, вышел в первое плавание.
|
Линейный корабль "Андрей Первозванный"
|
Линейный корабль "Андрей Первозванный" вступил в строй в 1912 году и вошел в состав бригады линкоров Балтийского флота. В боях первой мировой войны он не участвовал и до весны 1918 года стоял в Гельсингфорсе. Мирно покоясь на рейде, он всем своим видом олицетворял бессмысленность затрат миллионов рублей на его постройку.
|
Сторожевое судно "Ястреб"
|
Вечером 24 октября 1917 года командир "Ястреба" Н. Варзугин и председатель судового комитета матрос-большевик М. Волков получили приказ Центробалта доставить в Петроград из Фридрихсгама оружие и боеприпасы, необходимые для вооружения рабочих отрядов. Снявшись с якоря, судно двинулось в порт назначения.
|
Линейный корабль "Слава"
|
Эскадренный броненосец "Слава" был заложен 19 октября 1902 года, спущен на воду 16 августа 1903-го и вступил в строй в конце 1905 года. В 1906 году вместе с прибывшими с Дальнего Востока броненосцем "Цесаревич" и крейсером "Богатырь" "Слава" отправилась в первое учебное плавание и посетила Бизерту, Тунис, Тулон и другие порты Средиземного моря. Вскоре броненосец был переклассифицирован в линейный корабль.
|
|