парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Броненосная батарея "Не тронь меня"
Опыт Крымской войны 1853-1856 годов и гражданской войны в США 1861- 1865 годов наглядно показал, что имевшиеся в составе флотов парусные деревянные корабли не могли уже соперничать с появившимися и быстро совершенствовавшимися паровыми судами, покрытыми мощной броней. Поэтому все основные морские державы лихорадочно приступили к постройке броненосных судов. Не была исключением в этом и Россия.
Уже в сентябре 1861 года на Балтийском заводе в Петербурге была спущена на воду первая в России железная винтовая канонерская лодка "Опыт".
Однако Россия в то время еще не была способна быстро приступить к созданию мощного броненосного флота. Поэтому на первых порах было решено строить сравнительно небольшие башенные безрангоутные корабли береговой обороны с малой осадкой, приспособленные к плаванию лишь в Финском заливе и предназначенные для обороны с моря столицы государства Санкт-Петербурга и морской крепости Кронштадт.
Не дожидаясь утверждения правительством новой судостроительной программы, морское ведомство летом 1862 года заказало два корабля этого класса - броненосные батареи "Первенец" и "Не тронь меня". Первый из них строился в Англии, второй - на Галерном островке в Петербурге. Хотя руководил постройкой "Не тронь меня" англичанин Митчелл, фактически ее строителем был русский корабельный инженер Соболев. Все корпусные работы и монтаж вооружения велись также русскими инженерами и рабочими. Силовой энергетической установкой для строящейся батареи послужила паровая машина, снятая с винтового линейного корабля "Константин".
11 июня 1864 года "Не тронь меня" была спущена на воду и в 1865 году вступила в строй.
Броненосная батарея "Не тронь меня"
Вслед за "Не тронь меня" была построена еще одна броненосная батарея - "Кремль". В 1863 году на нескольких заводах почти одновременно состоялась закладка десяти однобашенных лодок с двумя 229-миллиметровыми нарезными орудиями, бортовой и башенной броней до 280 миллиметров, а также двухбашенная лодка "Смерч".
В это время уже велась тщательная подготовка к созданию более крупных кораблей - мореходных броненосцев, броненосных и неброненосных фрегатов, способных вести боевые действия в открытом море и на океанских просторах.
Во всех этих работах немаловажную роль сыграла и плавбатарея "Не тронь меня"- первенец отечественного броненосного судостроения.
Сделанная из добротных отечественных материалов, "Не тронь меня" 1 февраля 1892 года была переведена в класс броненосцев береговой обороны и находилась в составе флота на протяжении сорока лет.
Водоизмещение 3494 т; длина 69,4 м, ширина 16,1 м, осадка 4,9 м; мощность паровой машины 1632 л. с.; скорость хода 8 уз. Вооружение: 12203-мм, 2 152-мм и 2 63-мм десантных орудия. Экипаж 394 человека.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|