Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Военные корабли

парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>

Крейсер "Варяг"

Бронепалубный крейсер "Варяг" был заложен по заказу русского правительства 10 мая 1899 года в Филадельфии. 3 мая 1901 года, пройдя пять тысяч миль, "Варяг" стал на якорь на Большом Кронштадтском рейде, а 25 февраля 1902 года прибыл в Порт-Артур, пополнив боевой состав Тихоокеанской эскадры. Командиром "Варяга" был назначен капитан 1 ранга В. Ф. Руднев.

Политическая обстановка на Дальнем Востоке с каждым днем накалялась. Подстрекаемая империалистами Англии и США, Япония открыто шла на развязывание войны с Россией. В конце декабря 1903 года "Варяг" был назначен стационером в корейском порту Чемульпо (Инчхон). В его задачу входило - поддерживать связь между Порт-Артуром и Сеулом.

Утром 26 января на рейде Чемульпо было спокойно. На "Варяге" и другом русском корабле - канонерской лодке "Кореец", английском, французском, итальянском и американском кораблях, также стоявших стационерами, в 8 часов были подняты флаги и гюйсы. Не хватало на рейде лишь японского крейсера "Чиода", скрытно ушедшего ночью из порта. После полудня был направлен с донесением в Порт-Артур "Кореец", но, встретив на выходе с рейда эскадру японцев, вскоре возвратился. Вслед за ним неподалеку от "Варяга" становились на якоря крейсера и миноносцы японской эскадры.

Окруженные со всех сторон неприятельскими кораблями, "Варяг" и "Кореец" оказались в ловушке. Тем временем японцы, вероломно нарушив международное право, с молчаливого согласия командира английского крейсера "Тэлбот", бывшего старшим на рейде, высадили на берег крупный десант. Несколько позднее командир японской эскадры Уриу передал ультиматум на "Варяг", требуя немедленного выхода крейсера и канонерской лодки из нейтрального порта. В. Ф. Руднев решил вместе с "Корейцем" прорвать блокаду и идти в Порт-Артур.

Крейсер "Варяг"
Крейсер "Варяг"

В 10 часов 20 минут "Варяг" снялся с якоря и направился на выход из гавани. Вслед за ним шла канонерская лодка "Кореец" под командованием капитана 2 ранга Г. П. Беляева. Выстроенные на палубах по Большому сбору экипажи английского "Тэлбота", французского "Паскаля" и итальянской "Эльбы" под звуки русского гимна с почтением провожали шедшие на верную смерть корабли.

В состав японской эскадры входили 1 броненосный, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев. Таким образом, противник имел многократное превосходство в силах.

Отвергнув предложение Уриу сдаться, "Варяг" и "Кореец" сближались с врагом. К 11 часам 45 минутам дистанция до флагманского корабля - одного из сильнейших в японском флоте броненосного крейсера "Асама" - была уже менее 45 кабельтовых. Японцы открыли по русским кораблям огонь. И тотчас последовал первый орудийный залп с "Варяга".

Русские моряки действовали с большим мужеством и умением. За час боя они выпустили по врагу 1105 снарядов. От их метких выстрелов на "Асаме" загорелась кормовая артиллерийская башня, был сбит командирский мостик. Серьезные повреждения получили два других крейсера, потоплен один миноносец.

Но силы были неравны. "Варяг" и "Кореец" несли большие потери. На крейсере были выведены из строя почти все орудия. В бортах и надстройках зияли пробоины. Чтобы устранить повреждения и затем вновь вступить в бой, Руднев решил возвратиться на рейд Чемульпо. Вслед за крейсером повернул на обратный курс и "Кореец".

Осмотр кораблей показал, что повреждения были очень велики. Чтобы не допустить захвата японцами, экипажи взорвали "Кореец", а "Варяг" затопили и через нейтральные порты возвратились в Россию.

В 1905 году "Варяг" был поднят японцами, отремонтирован и введен в строй под названием "Сойя". В 1916 году Россия выкупила крейсер у Японии, и он получил прежнее название. В феврале 1917 года "Варяг" ушел на ремонт в Англию, где после победы Великого Октября был захвачен англичанами.

Не представлявший боевой ценности корабль был продан на слом и в 1918 году в Ирландском море при буксировке во время шторма был выброшен на скалы. В 1924-1925 годах остатки корпуса крейсера были подняты частными английскими и германскими фирмами и разобраны на металл.

Советские люди помнят и свято чтят память героев "Варяга". В дни пятидесятилетнего юбилея беспримерного боя у Чемульпо в Туле был открыт памятник командиру крейсера капитану 1 ранга В. Ф. Рудневу. Оставшиеся в живых члены экипажа были награждены советскими боевыми медалями. Славные боевые традиции экипажа легендарного крейсера ныне бережно хранят и приумножают моряки гвардейского ракетного крейсера "Варяг" Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Водоизмещение нормальное 6500 т; длина 127,9 м, ширина 15,85 м, осадка 6,5 м; мощность паровых машин 14 160 л. с.; скорость хода максимальная 23,18 уз; дальность плавания - 5000 миль. Вооружение: 12152-мм, 1275-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 570 человек.

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru