парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Торпедный катер "ТКА-12"
В одном из районов Мурманска возле Музея Краснознаменного Северного флота застыл на кильблоках торпедный катер с цифрой "12". Тщательно выкрашенные борта, палуба и надстройки придают ему мирный, парадный вид, и лишь кое-где в его корпусе и надстройке из-под толстого слоя краски видны следы жестоких боев.
Торпедный катер "ТКА-12"
К началу Великой Отечественной войны на Северном флоте торпедных катеров не было, и лишь 1 августа 1941 года из Ленинграда в Мурманск на железнодорожных платформах было доставлено пять принятых от промышленности кораблей. После прохождения испытаний и курса боевой подготовки катера стали выходить в море для боевых действий. Несмотря на суровые климатические условия Заполярья и сильное противодействие врага, они совершали смелые рейды на коммуникации гитлеровцев и наносили врагу большие потери. Немалая доля в этих победах принадлежит и экипажу торпедного катера № 12.
11 сентября 1941 года "ТКА-12", выйдя под командованием младшего лейтенанта А. О. Шабалина в паре с "ТКА-11" на перехват обнаруженного нашими постами вражеского конвоя, прорвавшись сквозь завесу артиллерийско-пулеметного огня, метким торпедным ударом отправил на дно переоборудованный из рыболовного траулера конвойный корабль. Это была первая победа катерников-североморцев в годы войны.
Еще большего успеха "ТКА-12" добился три недели спустя, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный неприятельский транспорт, на борту которого следовало к линии фронта более двух тысяч гитлеровских солдат и офицеров.
За успешные действия на вражеских морских сообщениях командир катера лейтенант А. О. Шабалин, ставший к концу войны дважды Героем Советского Союза, был награжден орденом Ленина, весь остальной экипаж также был удостоен высоких правительственных наград. Дружный коллектив "ТКА-12" стал первым полностью орденоносным экипажем на Северном флоте.
С каждым походом росло боевое мастерство экипажа, после каждой успешной атаки рос боевой счет. Много различных задач пришлось выполнить торпедному катеру за годы войны. Катер высаживал и снимал разведывательно-диверсионные группы на побережье противника, выходил далеко в море для оказания помощи экипажам потерпевших аварии и подбитых в боях самолетов, конвоировал транспорты, обеспечивал боевую подготовку кораблей других соединений флота.
22 декабря 1943 года "ТКА-12" под командованием старшего лейтенанта Г. М. Паламарчука в составе тактической группы вновь вышел в Варангер-фьорд для атаки неприятельского конвоя. Сблизившись с противником на дистанцию пистолетного выстрела, катер снайперским ударом потопил один из кораблей охранения, но и сам получил повреждения. Был серьезно ранен командир корабля. Отважный североморец потерял много крови, но продолжал управлять катером до тех пор, пока не вывел его в безопасный район. В госпитале хирурги извлекли из его ног более двадцати осколков. За совершенный подвиг старший лейтенант Г. М. Паламарчук был награжден орденом Красного Знамени, а через два месяца удостоен звания Героя Советского Союза.
Последняя победа была одержана "двенадцатым" 15 июля 1944 года, когда он под командованием старшего лейтенанта Л. Г. Чепелкина в районе Бек-фьорда с короткой дистанции уничтожил вражеский крупнотоннажный транспорт.
Учитывая большие боевые заслуги легендарного катера, решением начальника Главного морского штаба от 14 июня 1945 года "ТКА-12" был передан музею Северного флота. Славные боевые традиции героического экипажа катера живут.
Водоизмещение полное 35,7 т; длина 22,1 м, ширина 3,96 м, осадка 1,7 м; мощность моторов 3 X 850 л. с.; скорость хода максимальная 32 уз; дальность плавания 355 миль. Вооружение: 2 533-мм бугельных торпедных аппарата и 2 пулемета. Принимал на борт 12 малых глубинных бомб. Экипаж 9 человек.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|