| |
парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Канонерская лодка "Селемджа"
"Были боевые корабли, но они тоже выглядели мирно, потому что их сделали из ледоколов, насыпных пароходов и землеотвозных шаланд. Они были простыми рабочими, вооруженными наспех и случайно, красногвардейцами, взявшимися за оружие, чтобы защищать свой труд".
Канонерская лодка "Селемджа"
Эти слова писателя-мариниста Сергея Колбасьева можно по праву отнести не только к кораблям Красной Азовской флотилии периода гражданской войны, которым были посвящены данные строки, но и к многим десяткам и сотням других судов торгового, промыслового и технического флота, переоборудованных в годы Великой Отечественной войны в тральщики и сторожевые корабли, в минные и сетевые заградители, плавучие базы и канонерские лодки...
Паровая грунтоотвозная шаланда "Селемджа" была заложена в 1939 году на гамбургском судостроительном завода по заказу Машиноимпорта СССР. В 1940 году судно было спущено на воду и 12 апреля 1941 года, по завершении приемо-сдаточных испытаний, на нем был торжественно поднят Государственный флаг СССР.
Однако вскоре началась война, и "Селемджа", следовавшая по реке Свирь на Дальний Восток, была возвращена в Ленинград, где 5 июля была мобилизована в состав Краснознаменного Балтийского флота. Ошвартовавшись к причалу судостроительного завода, бывшая шалачда стала на переоборудование. Всего за десять дней на судне были установлены орудия и пулеметы, оборудованы артиллерийские погреба и кубрики для личного состава. 16 июля на корабле состоялся подъем Военно-морского флага, а уже на следующий день с отрядом кораблей "Селемджа" убыла из Ленинграда в состав формируемой Ладожской военной флотилии.
С первого же дня пребывания на Ладожском озере канлодка под командованием капитана 3 ранга М. И. Антонова, а затем капитан-лейтенанта М. А. Гладких активно участвовала в боях против немецко-фашистских захватчиков. В июле-августе 1941 года она постоянно привлекалась к высадке десантов на острова Лункулансари и Мантсинсари, оказывала огневое содействие частям 168-й стрелковой дивизии в районе реки Тулоксы и на островах. 19-20 августа обеспечивала эвакуацию этой дивизии на остров Валаам, а затем - 142-й стрелковой дивизии на остров Марьянсари. В начале сентября "Селемджа" вела боевые действия в районе Ивановских порогов на Неве, произвела до 30 артиллерийских стрельб по берегу, отразив свыше 30 налетов вражеской авиации, а затем, как и все корабли флотилии, активно включалась в перевозки продовольствия, боеприпасов и личного состава Красной Армии для осажденного Ленинграда.
Весной 1942 года, как только вскрылся лед, канонерская лодка вновь стала оказывать посильную помощь блокированному городу. В период с 24 мая по 31 декабря 1942 года она отконвоировала 69 караванов судов, отбуксировала 19 барж и перевезла на своем борту 2890 тонн продовольствия и 581 тонну других грузов, тысячи бойцов Красной Армии.
Помимо воинских перевозок "Селемджа" в 1942 году неоднократно выходила в озеро для несения дозорной службы, обстрела укреплений и пунктов базирования флота противника. При выполнении этих заданий артиллерией корабля было подавлено и уничтожено несколько артиллерийских батарей и огневых точек врага, подбито два неприятельских самолета. 22 октября 1942 года лодка совместно с другими кораблями флотилии участвовала в героическом отражении гитлеровского десанта на остров Сухо.
Участвовала "Селемджа" и в разгроме вражеских войск на Карельском перешейке в июне 1944 года, оказав огневое содействие высаженному в районе реки Тулоксы тактическому десанту.
900 огненных дней и ночей отважно действовала "Селемджа" во время блокады героического Ленинграда, а с окончанием боевых действий на Ладоге убыла продолжать свою военную службу на Балтику.
Отгремели бои, и в октябре 1945 года корабль-воин вновь стал мирным судном. Переданная Балттехфлоту, "Селемджа" на протяжении еще трех десятилетий трудилась на строительстве гидротехнических сооружений и прокладке судоходных фарватеров. И только в 1974 году была выведена из эксплуатации и разобрана.
Водоизмещение полное 1140 т; длина 59,5 м, ширина 11,9 м, осадка 3,6 м; мощность паровой машины 800 л. с.; скорость хода максимальная 8,5 уз, экономическая - 6,8 уз; дальность плавания 1745 миль. Вооружение: 2130-мм, 245-мм и 237мм (до 1943 года: 2 100-мм и 445-мм) орудия, 1 пулемет. Экипаж 104 человека.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|