| |
парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Сторожевой корабль "СКР-22"
Война застала рыболовный траулер "Тбилиси" на промысле трески в Баренцевом море. 22 июня 1941 года судно, как и десятки других, было срочно отозвано в Архангельск и поставлено к стенке судоремонтного завода: судно становилось боевым кораблем. Бывший траулер получил новое имя - "СКР-22".
Сторожевой корабль "СКР-22"
Построенный в сентябре 1933 года ленинградскими судостроителями, корабль не был профессиональным военным, но в суровую годину для нашей страны воевал как подобает бойцу - нес дозорную службу в горле Белого моря и в Арктике, конвоировал отечественные и союзные транспорты, отражал яростные атаки фашистских самолетов и подводных лодок, расстреливал плавающие мины, оказывал помощь терпящим бедствие кораблям...
3 мая 1942 года "СКР-22" под командованием лейтенанта И. П. Степанова конвоировал пароход "Пролетарий". В составе кораблей охранения был также сторожевой корабль "Бриллиант". Стояла ясная штилевая погода. Ничто, казалось бы, не предвещало опасности. И вдруг моряки обнаружили перископ. Последовал сигнал боевой тревоги. Резко отвернув влево и увеличив ход, сторожевик устремился на врага и открыл беглый артиллерийский огонь по обнаруженному перископу. Противник вынужден был немедленно погрузиться. Прибыв в точку погружения субмарины, корабль сбросил серию глубинных бомб. Подоспевший ему на помощь "Бриллиант", имевший более сильное вооружение, также пустил в ход глубинные бомбы, а "СКР-22" поспешил к "Пролетарию", чтобы скорей увести его в безопасное место и не допустить повторной атаки со стороны противника.
Был ли уничтожен подводный пират? Глубины моря хранят эту тайну и по сей день. Ясно одно: главная задача-благополучно довести транспорт с ценными грузами - была выполнена.
В один из сентябрьских дней 1942 года судно находилось в дозоре к северу от мыса Канин Нос, обеспечивая проход в Белое море конвоя союзников. Бомбардировочная и торпедоносная авиация противника на протяжении всего дня многократно атаковала транспорты. Низкая облачность затрудняла своевременное обнаружение самолетов, а волнение моря и сильная качка не давали возможности вести по ним прицельный огонь. По появлявшимся то и дело в разрывах облаков самолетам корабль незамедлительно открывал огонь из всех орудий и пулеметов. Так с "СКР-22" неожиданно была обнаружена новая группа торпедоносцев, перестроившихся для атаки. Уже после второго залпа сторожевика шедший в голове строя самолет вспыхнул и, не выходя из пикирования, рухнул в воду. Боевой счет корабля был открыт.
Сменившись с дозора, "СКР-22" 26 сентября вступил в охранение вышедшего из Нарьян-Мара каравана судов и, расстреляв по пути две плавающие мины, благополучно привел его по назначению.
Таковы лишь отдельные эпизоды боевой службы этого ничем не приметного на вид корабля. Им было пройдено десятки тысяч огненных миль. И всегда, будь то в бушующем Баренцевом море или в арктических льдах, в снежных зарядах и туманах Белого моря или в высоких широтах Новоземельских проливов, он с честью выполнял свой воинский долг.
...Не встретить теперь на морских дорогах корабля-ветерана. Сразу же после войны он был "демобилизован" и возвращен в траловый флот, а в начале 60-х годов, честно отслужив положенный срок, ушел "в отставку" .
Водоизмещение полное 1107 т; длина 49 м, ширина 9 м, осадка 4,2 м; мощность паровой машины 600 л. с.; скорость хода 10,5 уз. Вооружение: 2 76,2-мм и 2 20-мм орудия, 2 пулемета. Экипаж 42 человека.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|