|
|
<<<предыдущая лодка | предпросмотр | следующая лодка>>>
Гвардейская подводная лодка "К-22"
Поход приближался к концу. До истечения срока автономного плавания оставались считанные сутки, а в торпедных аппаратах подводного крейсера "К-22" были еще не израсходованные торпеды... 9 апреля командир лодки В. Н. Котельников получил радиограмму от командующего флотом с приказом следовать в соседний район для оказания помощи подорвавшейся на вражеской мине подводной лодке "Щ-421", а если это окажется невозможным, то снять ее экипаж и взорвать поврежденную лодку.
Гвардейская подводная лодка "К-22"
Положение терпящей бедствие "Щ-421" было тяжелым. Лодка находилась почти у берега противника и, лишившись винтов и способности погружаться, могла стать легкой добычей для вражеских противолодочных сил. Подводники сделали все, чтобы как можно дальше отойти в море. Они сшили из чехлов паруса, натянули их на перископы, но те вскоре были сорваны шквалистым ветром, и лодку опять стало прибивать к берегу.
В этот критический момент на помощь пришла "К-22". Крупная океанская зыбь сильно затрудняла работы по взятию аварийного корабля на буксир. Наконец, он был подан, но, как только лодка дала ход, трос оборвался. Попытки буксировать "Щ-421" лагом из-за сильной бортовой качки также не удались. Взятие аварийного корабля на буксир с помощью якорь-цепи окончилось неудачей - резким рывком от удара волны вырвало кормовой кнехт. В это время в воздухе появился неприятельский самолет-разведчик, а вскоре вдали показались и противолодочные корабли.
Исчерпав все возможности для буксировки, командир "К-22" принял решение снять со "Щ-421" экипаж. Прошло несколько минут, и над тем местом, где находилась Краснознаменная "Щ-421", взметнулся громадный столб воды, окутанный черным дымом - это взорвалась торпеда, выпущенная с "К-22". Отдав последние почести погибшему кораблю, подводный крейсер погрузился под воду и на следующий день прибыл в Екатерининскую гавань. Так завершился четвертый боевой поход "К-22" и ее мужественного экипажа.
История этой подводной лодки, принадлежавшей к серии самых больших, наиболее мощных и быстроходных советских лодок довоенной постройки, началась 5 января 1938 года, когда она была заложена на одном из судостроительных заводов. 4 ноября того же года "К-22" была спущена на воду и 15 июля 1940 года вступила в строй, войдя в состав Краснознаменного Балтийского флота. В период с 22 августа по 30 октября 1941 года, выполняя постановление Государственного Комитета Обороны, лодка совершила переход с Балтики в Заполярье и вошла в состав Северного флота.
В годы Великой Отечественной войны подводная лодка под командованием В. Н. Котельникова и заместителя командира по политической части Л. Н. Герасимова успешно выполнила семь боевых походов. Ею было уничтожено восемь транспортов, боевых кораблей и вспомогательных судов, еще три транспорта затонули, подорвавшись на минах, выставленных "К-22".
За успешное выполнение заданий командования и мужество личного состава, проявленное в боевых походах, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 3 апреля 1942 года экипаж подводной лодки "К-22" был преобразован в гвардейский.
3 февраля 1943 года, выйдя в восьмой поход под командованием В. Ф. Кульбакина с заместителем командира по политической части И. М. Меламедом, гвардейская "К-22" не вернулась в базу. Вместе с отважным ее экипажем погибли командир 1-го дивизиона В. Н. Котельников, начальник политотдела бригады подводных лодок Р. В. Радун, журналист А. Мациевич.
Водоизмещение надводное 1490 т, подводное-2104 т; длина 97,6 м, ширина 7,4 м, осадка 4,06 м; мощность дизелей 8400 л. с., электродвигателей - 2400 л. с.;
скорость хода максимальная надводная 21 уз, подводная - 10,3 уз; дальность плавания над водой 14 040 миль, под водой 176 миль (экономическим ходом). Вооружение: 10 (6 носовых и 4 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 2100-мм и 245-мм орудия, 2 7,62-мм пулемета, 20 мин. Экипаж 66 человек.
<<<предыдущая лодка | предпросмотр | следующая лодка>>>
|