| |
парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Канонерская лодка "Храбрый"
Мореходная канонерская лодка "Храбрый" была заложена 15 декабря 1894 года, через год спущена на воду и в 1897 году вошла в состав Балтийского флота.
Уже через несколько дней после начала первой мировой войны канонерская лодка из Шхерного отряда была переведена в район Моонзундского архипелага, имевшего важное оперативно-стратегическое значение для обороны театра. В августе 1915 года "Храбрый" вместе с линкором "Слава" и другими кораблями метким артиллерийским огнем сорвал попытку германского флота прорваться в Рижский залив.
Весной 1916 года, как только сошел лед, "Храбрый", стоявший на зимовке в Моонзунде, вновь вышел в Рижский залив, нес дозорную службу, оказывал огневую поддержку сухопутным войскам. Эффективность огня канонерской лодки была очень высокой. Только 19 июня "Храбрый" вместе с двумя эсминцами вывел из строя до батальона войск противника, подавил артиллерийскую батарею и уничтожил часть укреплений. 27 июля, действуя под прикрытием авиации в Ирбенском проливе, он обстрелял группу неприятельских тральщиков, два из которых, получив попадания, были вынуждены выброситься на берег.
Канонерская лодка "Храбрый"
Перешедший на сторону революции еще в дни февраля, экипаж "Храброго" вместе с командами других кораблей стойко и мужественно оборонял Моонзундские острова.
1 октября произошел бой на Кассарском плесе между четырьмя русскими эсминцами и германской эскадрой. Устремившись на помощь своим кораблям, "Храбрый" подошел к поврежденному эсминцу "Гром" и взял его на буксир. Однако, получив еще несколько пробоин, "Гром" стал заполняться водой. "Храбрый" принял на борт экипаж тонущего корабля и, отстреливаясь от наседавших врагов из всех орудий, с дистанции 40 кабельтовых добился попаданий в один из германских эсминцев. Он тотчас затонул. Последующими залпами "Храбрый" вывел из строя еще эсминец противника. Несколько вражеских кораблей было повреждено метким огнем русских эсминцев. После четырехчасового упорного боя противник, не выполнив задачи, поспешно начал отход.
В дни Октябрьского вооруженного восстания экипаж "Храброго", находившегося в Кронштадте на ремонте, направил лучших матросов в помощь красногвардейским отрядам, штурмовавшим Зимний дворец. В годы гражданской войны матросы "Храброго" мужественно защищали завоевания Октября в составе экспедиционных отрядов.
Восстановленная в 1920 году, канонерская лодка 31 декабря 1922 года была переименована в "Красное знамя".
С первых же дней Великой Отечественной войны канонерская лодка "Красное знамя" приняла активное участие в обороне побережья Выборгского и Нарвского заливов, отличилась при защите дальних подступов к Таллину, обороняла героический Ленинград.
Ночью 16 ноября 1942 года, находясь на якорной стоянке в бухте острова Лавенсари, корабль подвергся внезапной атаке неприятельских торпедных катеров и, получив попадание торпедой, затонул. Почти год пролежал он на грунте, а затем, поднятый спасателями Балтики, был отбуксирован на ремонт. Возрожденная заново в сентябре 1944 года, канонерская лодка вновь вошла в строй. В послевоенные годы лодка "Красное знамя" до весны 1956 года продолжала оставаться в боевом составе флота, затем на протяжении нескольких лет использовалась как учебный корабль и в 1960 году, до конца выполнив свой долг перед Родиной, была исключена из списков флота.
Водоизмещение 1735 т; длина 72,2 м, ширина 13,1 м, осадка 4,2 м; мощность механизмов 2000 л. с.; скорость хода максимальная 14 уз, экономическая - 8 уз; дальность плавания 1200 миль. Вооружение: 2 203-мм, 1152-мм, 163-мм, 5 47-мм и 7 37-мм (с 1915 г.: 6105-мм и с 1916 г.: 5130-мм и 176,2-мм) орудий. Экипаж 159 человек.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|