парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Эскадренный миноносец "Новик"
Весной 1913 года в Финском заливе появился новый корабль, равного по вооружению и скорости хода которому не было в мире. Это был построенный на добровольные пожертвования, собранные населением России в ходе русско-японской войны, эскадренный миноносец "Новик".
1 августа 1914 года Германия объявила России войну, а ровно через месяц "Новик" вышел в воды противника на первую минную постановку. В составе 1-го дивизиона эсминцев минной дивизии Балтийского флота корабль совершал дерзкие рейды на вражеские коммуникации для постановки активных минных заграждений, неоднократно вступал в поединки с кораблями противника, нес разведывательную, дозорную и конвойную службу, обеспечивал миннозаградительные действия других сил флота. На минах, выставленных "Новиком", в 1914 году подорвались германские пароходы "Бреслау", "Латона" и тральщик "В", один эсминец получил тяжелые повреждения. Еще больший успех был достигнут русским флотом в следующем году. От подрыва на минных заграждениях, в постановке которых участвовал и "Новик", противник потерял легкий крейсер "Бремен", три эсминца и сторожевой корабль "Фрейя", крейсер "Данциг" был надолго выведен из строя.
На рассвете 4 августа 1915 года "Новик", находясь в дозоре в районе маяка Михайловский, обнаружил два новейших эсминца противника, направлявшихся в Рижский залив для атаки линейного корабля "Слава". Русский корабль первым открыл огонь. Уже после третьего залпа головной миноносец получил попадания. На нем был разрушен ходовой мостик, сбита вторая дымовая труба и возник сильный пожар. Подбитый корабль вышел из боя и направился в сторону берега устранять повреждения.
Эскадренный миноносец "Новик"
Сосредоточив огонь на другом миноносце, "Новик" одержал вторую победу. Уже через несколько минут вся кормовая часть неприятельского корабля была охвачена пламенем, и он вслед за флагманом стал поспешно выходить из боя. Продолжая вести огонь попеременно по обоим вражеским миноносцам, русский эсминец нанес новые повреждения первому эсминцу и загнал его на минное заграждение, где тот подорвался.
Вечером 7 ноября 1915 года "Новик" в составе группы эскадренных миноносцев вышел из Рижского залива к Виндаве для уничтожения сторожевого охранения у банки Спон. Ночью, следуя в голове отряда вдоль берега, корабль обнаружил стоявшее на якоре германское сторожевое судно "Норбург". Открыв беглый огонь, "Новик" в считанные минуты уничтожил его.
В другом походе, 18 мая 1916 года, "Новик" вместе с эсминцами "Победитель" и "Гром" дерзко атаковал в Норчепингской бухте германский конвой из 14 транспортов, вспомогательного крейсера и двух вооруженных судов. В результате короткого боя русские корабли торпедами и артиллерией уничтожили вспомогательный крейсер "Герман", два вооруженных траулера и несколько торговых судов.
Всю войну храбро сражался с противником неутомимый эсминец и лишь осенью 1917 года, после знаменитого Моонзундского сражения с германским флотом, убыл в Петроград на ремонт.
В период гражданской войны и после нее, вплоть до 1925 года, легендарный корабль находился в порту на хранении, а 30 августа 1929 года после капитального ремонта вновь вступил в строй. Приказом Реввоенсовета Республики 31 декабря 1922 года эсминец был переименован в "Яков Свердлов". В 1928 году в составе дивизиона эскадренных миноносцев он посетил с визитами вежливости германские порты Данциг и Пиллау.
К началу Великой Отечественной войны "Яков Свердлов" входил в состав отряда учебных кораблей Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, а с началом боевых действий был возвращен в боевой состав.
28 августа 1941 года при прорыве кораблей флота из Таллина в Кронштадт легендарный эсминец под командованием капитана 2 ранга А. М. Спиридонова находился в охранении флагманского корабля - крейсера "Киров" и при перемене своего места в ордере около 21 часа подорвался на мине и затонул в районе мыса Юминда.
Водоизмещение нормальное 1260 т (после модернизации - 1620 т); длина 102,4 м, ширина 9,5 м, осадка 3,5 м; мощность механизмов 40 000 л. с.; скорость хода максимальная 37,3 уз; дальность плавания 1764 мили. Вооружение: 4 102-мм (в период модернизации установлено 176,2-мм) орудия, 4 7,62-мм пулемета и 4 двухтрубных (затем было 3 трехтрубных) торпедных аппарата. Принимал на борт 50 якорных мин заграждения. Экипаж 130 (после модернизации 168) человек.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|