парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр
| следующий корабль>>>
Линейный корабль "Слава"
Эскадренный броненосец "Слава" был заложен 19 октября 1902 года, спущен на воду 16 августа 1903-го и вступил в строй в конце 1905 года.
В 1906 году вместе с прибывшими с Дальнего Востока броненосцем "Цесаревич" и крейсером "Богатырь" "Слава" отправилась в первое учебное плавание и посетила Бизерту, Тунис, Тулон и другие порты Средиземного моря. Вскоре броненосец был переклассифицирован в линейный корабль.
Линейный корабль "Слава"
В конце 1908 года "Слава" в составе гардемаринской эскадры контр-адмирала В. И. Литвинова совершала очередное плавание по Средиземному морю. 15 декабря отряд русских кораблей после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб стал на якорь у восточного побережья Сицилии. Экипажи отдыхали. И вдруг на рассвете в бухту ворвалась громадная волна. Все корабли были развернуты на 360 градусов. От сильных толчков, исходивших из-под воды, содрогались их стальные корпуса. Немедленно личный состав занял места по боевым расписаниям. Но через несколько минут гул стихии умолк и только море продолжало сильно волноваться.
Вскоре на эскадру прибыли русский вице-консул в Италии А. Макеев и капитан порта, вручившие командиру отряда послание префекта, в котором тот просил дружественную нацию не отказать в помощи населению города Мессина, пострадавшему от землетрясения.
"Слава", "Цесаревич" и "Адмирал Макаров" утром 16 декабря прибыли на Мессинский рейд. Перед русскими моряками открылась удручающая картина последствий стихийного бедствия. Разрушенный мощными толчками и гигантской волной, объятый пламенем пожаров город со 160-тысячным населением лежал в грудах развалин. Из-под разрушенных строений доносились стоны и крики жителей.
С кораблей были спущены катера и шлюпки с командами моряков, направлявшихся на берег для оказания помощи. Матросы производили раскопки в поисках заживо погребенных в развалинах граждан, оказывали им медицинскую помощь, переносили раненых на развернутые у берега перевязочные пункты...
На следующий день "Слава", приняв на борт 550 раненых, женщин и детей, убыла в Неаполь.
Через два дня линкор вернулся в Мессину и вновь направил на берег спасательные партии. Русские моряки продолжали работы до тех пор, пока в город прибыли регулярные части итальянской армии и военные корабли. Морской министр Италии выразил русским морякам благодарность короля и народа за оказанную помощь.
В те дни весь мир был восхищен подвигом и гуманизмом русских. Отмечая их мужество, итальянская газета писала: "В истории Мессины были тысячи страниц человеческой доброты и мудрости, но главную, вечную и нетленную страницу вписали в эту историю они, светловолосые славяне, столь сдержанные на вид и столь отзывчивые и сердечные на деле..."
В 1910 году "Слава" зашла во французский порт Тулон для ремонта. Из России были присланы туда 75 рабочих-судоремонтников, которых разместили вместе с экипажем в матросских кубриках. На корабле в то время действовала тщательно законспирированная подпольная большевистская организация, руководимая матросом А. К. Самсоном. Прибывшие рабочие включились в подпольную работу. Оторванная от родины, парторганизация корабля остро нуждалась в политической литературе. По совету эмигрировавших во Францию русских революционеров Самсон отправил письмо В. И. Ленину. Посланец Ленина доставил на корабль литературу и вел систематическую пропагандистскую работу с моряками.
После возвращения в Кронштадт линкор был выведен из состава Балтийской эскадры и вновь включен в бригаду линейных кораблей. Во время первой мировой войны "Слава" вела бои с германскими кораблями, прикрывая побережье Прибалтики, оказывала огневое содействие русским сухопутным войскам.
Февральская революция застала "Славу" в Гельсингфорсе. 3 марта вслед за матросами линкоров "Император Павел I" и "Андрей Первозванный" экипаж "Славы" поднял алый флаг.
Руководимые большевиками, линкоровцы в сентябре-октябре 1917 года участвовали в обороне Моонзундского архипелага. Преданный революции экипаж "Славы" вписал в этих боях еще одну страницу в героическую летопись отечественного Военно-Морского Флота. 3 октября в бою на Кассарском плесе линкор метким огнем повредил вражеский миноносец. На следующий день "Слава", перейдя на рейд Куйвасту, вместе с линейным кораблем "Гражданин" (до апреля 1917 года-"Цесаревич") вступила в неравную схватку с германской эскадрой. Ведя артиллерийскую стрельбу с предельной дистанции, линкор уже с третьего залпа накрыл флотилию неприятельских тральщиков, вынудив их отойти. Перенеся затем огонь на германские миноносцы, "Слава" вскоре повредила один из них.
Однако силы были слишком неравны. Двадцати 12-дюймовым орудиям двух новейших дредноутов кайзера противостояли лишь два орудия "Славы" да недальнобойная артиллерия "Гражданина". Во время стрельбы на "Славе" вышла из строя носовая 305-миллиметровая башня, но русские корабли продолжали вести неравный бой с наседавшим противником.
Критическая фаза боя наступила после полудня. Имея преимущество в скорости хода и дальнобойности артиллерии, германские линкоры нанесли "Славе" несколько прямых попаданий. Через подводные пробоины линкор стал заполняться водой, в результате чего осадка увеличилась настолько, что корабль не мог пройти мелководным Моонзундским каналом. Полностью выполнив свой воинский долг и видя безвыходность положения, революционные балтийцы затопили корабль на фарватере, взорвав погреба, чем воспрепятствовали прорыву флота противника на подступы к Петрограду.
Водоизмещение нормальное 13516 т;
длина 121,6 м, ширина 23,2 м, осадка 8 м;
мощность механизмов 15800 л. с.; скорость хода максимальная 18 уз; дальность плавания 1970 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12152-мм, 2075-мм, 2 63-мм, 2047-мм и 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 2 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. Экипаж 825 человек.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр
| следующий корабль>>> |