| |
парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Гвардейский крейсер "Красный Кавказ"
История этого корабля началась накануне первой мировой войны. 18 октября 1913 года в Николаеве состоялась закладка двух легких крейсеров. Одному из них, ставшему впоследствии "Красным Кавказом", было присвоено наименование "Адмирал Лазарев". Корпус корабля был спущен на воду лишь 8 июня 1916 года, однако в царское время так и не был достроен. Совершенно заброшенный, он стоял у достроечной стенки завода. Лишь в сентябре 1927 года на палубу покрытого ржавчиной и поросшего бурьяном крейсера вновь взошли рабочие-судостроители, инженеры и красные военморы. Но прошло еще более четырех с лишним лет, прежде чем корабль, переименованный 14 декабря 1926 года в "Красный Кавказ", отошел от причала завода. Успешно пройдя все стадии приемных испытаний, заново выстроенный крейсер 25 января 1932 года вступил в строй.
Гвардейский крейсер "Красный Кавказ"
В 1933 году "Красный Кавказ" вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции, Греции и Италии.
В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием офицеров А. М. Гущина и В. Н. Ерошенко успешно громил полчища немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, в Феодосии и под Новороссийском.
Впервые главный калибр корабля заговорил во весь голос 11 сентября 1941 года, когда крейсер обрушил огонь на позиции вражеских войск, находившихся в деревне Ильинка под Одессой.
Утром 21 сентября "Красный Кавказ" принял на борт 696 бойцов и командиров 3-го Черноморского полка морской пехоты и под флагом командира бригады крейсеров капитана 1 ранга С. Г. Горшкова во главе отряда кораблей вышел в море. Отряду предстояло прибыть к деревне Григорьевка и на рассвете следующего дня произвести высадку тактического десанта. Не встречая сопротивления врага, наши корабли ночью начали высадку войск, открыв по берегу сокрушительный артиллерийский огонь.
К 4 часам утра, выполнив боевую задачу, "Красный Кавказ" снялся с якоря и пошел в Севастополь.
Первую половину октября 1941 года крейсер провел в непрерывных походах между Одессой и Севастополем, участвуя в эвакуации войск Одесского оборонительного района. Затем последовали срочные воинские перевозки из Новороссийска в главную базу.
Наиболее яркой страницей в истории этого легендарного корабля, пожалуй, является его участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. Вечером 28 декабря 1941 года, приняв на борт 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие, "Красный Кавказ" во главе отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним утром следующего дня в Феодосийский залив, первым открыл шквальный огонь по портовым сооружениям, железнодорожной станции и причалам. Крейсер с ходу начал швартовку к мористой стенке Широкого мола, но резкий шквальный ветер, достигший шести баллов, отжимал корпус корабля от причала. Вражеские снаряды и мины рвались рядом у борта, осыпая крейсер градом осколков. Следующая попытка завести швартов с помощью барказа также не принесла успеха. Тогда командир крейсера решил осуществить швартовку не с внешней, а с внутренней стороны брекватера. Отработав машинами задний ход, "Красный Кавказ" медленно направился в гавань, в самую гущу огня. Прямым попаданием мины разворотило сигнальный мостик. Пламя охватило корабль. Тем временем десантники по выброшенному с левого борта трапу прыгали на подходящие катера и барказы и устремлялись на берег. Орудия и пулеметы крейсера вели интенсивный огонь по амбразурам огневых точек врага. Вторая артиллерийская башня в считанные минуты разметала колонну танков, направлявшуюся к порту. Залпами другой башни был взорван большой склад боеприпасов, а универсальными установками подожжены железнодорожные цистерны с бензином.
С рассветом бой в Феодосии еще больше усилился. К стрельбе по кораблям, стоявшим на рейде и у причалов, подключилась крупнокалиберная береговая батарея врага, установленная на мысе Ильи. С каждой минутой стоянка у мола становилась опасней. За два часа в крейсер попало 13 снарядов и 7 мин, которые вызвали на нем 7 пожаров. В бортах и надстройках зияли пробоины, заделанные подручными средствами, но главные и вспомогательные механизмы оставались в строю.
На следующий день, выдержав 25 групповых и одиночных атак вражеских самолетов и выполнив задание, "Красный Кавказ" ушел в Туапсе. Но и на этот раз стоянка корабля оказалась недолгой. В полночь нового, 1942 года корабль перешел в Новороссийск и, приняв на борт 12 зенитных орудий, 10 грузовиков, 2 тягача и 1200 человек личного состава Красной Армии, утром 4 января вновь прибыл в Феодосийскую бухту.
Быстро подав швартовы, матросы немедленно приступили к разгрузке. Вот корабельной стрелой поднята последняя пушка, но в эту минуту в воздухе показалось 6 фашистских бомбардировщиков. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, один из них прорвался сквозь завесу снарядов, но тут же упал в воду. Через несколько секунд такая же участь постигла и второго стервятника. Но все же 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корпуса образовались 3 громадные пробоины, и он стал наполняться водой.
Не успел крейсер выйти на рейд, как был атакован большой группой "юнкерсов". Весь израненный, "Красный Кавказ" вновь вступил в неравную схватку с врагом. Но вот еще одна бомба взорвалась рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Корабль принял около двух тысяч тонн забортной воды, осадка увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах. Почти целые сутки в таком состоянии находился "Красный Кавказ", пока сквозь шторм и пургу не пришел в Туапсе, а через два дня - в Поти для ремонта.
3 апреля 1942 года за проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота экипаж "Красного Кавказа" был удостоен гвардейского звания.
К тому времени корабль выполнил 30 боевых заданий командования, в том числе 9 - по огневой поддержке сухопутных войск, дважды участвовал в миннозаградительных действиях. Пройдя около 14 тысяч миль, "Красный Кавказ" перевез более 25 тысяч бойцов и командиров Красной Армии, раненых воинов и эвакуированных граждан Одессы и Севастополя, доставил к линии фронта до 200 вагонов боеприпасов, отконвоировал 6 транспортов с войсками и боевой техникой. Артиллерия главного и универсального калибра крейсера провела 32 огневых налета по фашистским позициям, уничтожила и подавила 16 вражеских артиллерийских и минометных батарей, рассеяла и истребила до 5 батальонов пехоты. Зенитчики корабля отразили 67 налетов гитлеровской авиации и сбили 3 самолета.
К концу лета 1942 года крейсер после ремонта смог опять выйти в море. Прошло несколько месяцев, и "Красный Кавказ", возглавляя отряд корабельной поддержки, обеспечил высадку десанта у Новороссийска.
Отгремели бои... Более четверти века прошло с тех пор, как ушел в отставку легендарный корабль, но его слава живет в делах матросов, старшин и офицеров экипажа гвардейского большого противолодочного корабля, унаследовавшего гордое имя и славные боевые традиции "Красного Кавказа".
Водоизмещение полное 9030 т; длина 169,5 м, ширина 15,7 м, осадка 6,6 м; мощность механизмов 55000 л. с.; скорость хода максимальная 29 уз. Вооружение: 4 180-мм, 12 100-мм, 2 76,2-мм, 4 45-мм и 10 37-мм орудий, 6 12,7-мм пулеметов, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета. Принимал на борт до 100 мин заграждения и 40 глубинных бомб. Экипаж 878 человек.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|