Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Военные корабли

парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>

Линейный корабль "Марат" ("Петропавловск")

Вся жизнь и боевая деятельность этого корабля была неразрывно связана с Ленинградом. Здесь он родился, здесь же прошли его "юность" и "зрелые" годы. Именно при защите этого города прогремела боевая слава линкора.

Линейный корабль "Марат" ("Петропавловск")
Линейный корабль "Марат" ("Петропавловск")

"Петропавловск" был заложен на стапелях Балтийского завода 3 июня 1909 года и в декабре 1914 года покинул стенку родного завода.

Когда в Гельсингфорсе моряки-петропавловцы узнали о свержении царского самодержавия, они одними из первых перешли на сторону революции.

Ряды большевистской ячейки линкора быстро росли, и уже к апрелю 1917 года она стала насчитывать свыше 160 человек. "Петропавловск" стал оплотом большевиков в борьбе за победу пролетарской революции. Накануне Октябрьского восстания сто вооруженных матросов линкора убыли по железной дороге в столицу, еще несколько десятков человек прибыли в Петроград на боевых кораблях. Верный революционным традициям, линкор "Петропавловск" все годы гражданской войны шел единственным курсом, начертанным В. И. Лениным - курсом Великого Октября.

В борьбе против контрреволюционного мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь артиллерия "Петропавловска" была одной из решающих сил революции. Срочно выйдя на Большой Кронштадтский рейд, корабль вместе с линкором "Андрей Первозванный" на протяжении двух с лишним суток подавлял главным калибром огонь батарей Красной Горки.

Отмечая заслуги экипажа линкора в этих событиях. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов вручил "Петропавловску" Почетное революционное Красное знамя.

По просьбе экипажа 31 марта 1921 года "Петропавловск" был назван "Маратом". 14 февраля 1923 года на "Марате" состоялось общее собрание личного состава, на котором моряки единогласно избрали почетным членом экипажа линейного корабля вождя революции Владимира Ильича Ленина.

Зимой 1939 года разразилась советско-финляндская война. И вновь, как и в годы гражданской войны, главный калибр "Марата" заговорил на полную мощность. Оказывая огневое содействие войскам Красной Армии, линейный корабль успешно сокрушал вражеские укрепления.

В 4 часа 22 июня 1941 года звонки колоколов громкого боя разбудили экипаж корабля. К Кронштадту со стороны моря приближались неопознанные самолеты. Так началась для "Марата" война с германским фашизмом. А уже следующей ночью линкор первым на Балтике открыл боевой счет, сбив два самолета.

16 сентября четыре тяжелые артиллерийские батареи и двадцать семь пикирующих бомбардировщиков противника одновременно нанесли удар по "Марату". Возглавляемый коммунистом Н. Е. Сухаревым личный состав зенитного дивизиона мужественно отражал налет стервятников, а главный и универсальный калибры в то же время подавляли батареи врага. Стойко и решительно действовали старшины батарей А. Е. Беляков, Н. В. Корбань, В. А. Котов, П. Н. Полежай, комендоры Н. И. Агеев, Т. И. Воробьев, И. И. Мурашко и другие. От меткого огня зенитчиков один за другим вспыхнули три "юнкерса". Но и линкор получил повреждения. В ночь на 17 сентября, снявшись с якоря, "Марат" ушел на ремонт.

Утром 23 сентября более семидесяти фашистских бомбардировщиков одновременно атаковали Кронштадт. Главной целью у них был стоявший у причала "Марат". Взрывы бомб следовали один за другим. Каскады осколков и щебня то и дело обрушивались на корабль. С пронзительным лязгом и грохотом отделилась и обрушилась в воду вся носовая надстройка, полетела за борт многотонная первая башня, отломилась и исчезла в волнах носовая оконечность линкора. Смертью храбрых погибли на командных пунктах и боевых постах командир корабля капитан 2 ранга П. К. Иванов, комиссар П. К. Чернышенко, старший помощник капитан 2 ранга В. С. Чуфистов и еще более трехсот человек экипажа.

Но "Марат" не погиб. Оставшиеся в живых моряки сумели удержать линкор на плаву. Благодаря их самоотверженному труду "Марат" уже 31 октября 1941 года смог опять открыть огонь по врагу.

Тяжело раненный, но не сложивший оружия "Марат" продолжал защищать Ленинград. Только за последние два месяца 1941 года он провел около ста артиллерийских стрельб главным калибром. Метким огнем было уничтожено до 18 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, разбито 18 и подавлено 87 крупнокалиберных артиллерийских батарей, сбито шесть и повреждено восемь вражеских самолетов.

В годы Великой Отечественной войны линкором командовали офицеры Л. Е. Родичев, В. П. Васильев, В. С. Быков, А. Г. Ванифатьев, Ф. Ф. Тыршклевич, А. Л. Коляда. Активное участие в его боевой деятельности принимали флотские политработники А. П. Макаров, С. А. Барабанов, С. С. Малявин, А. И. Виткалов.

Линкор, которому 31 мая 1943 года было восстановлено прежнее наименование "Петропавловск", на протяжении всех девятисот дней блокады мужественно оборонял город-герой на Неве.

А когда настал долгожданный час перехода частей 2-й ударной армии Ленинградского фронта в решительное наступление с Ораниенбаумского пятачка, он вновь обрушил сотни снарядов на позиции врага. Только за 17 января 1944 года "Петропавловск" выпустил по отступавшему противнику 17 тонн боеприпасов. Все залпы линкора точно накрывали цель.

Водоизмещение полное 26 170 т, нормальное - 25 000 т; длина 184 м, ширина 26,9 м, осадка 9,3 м; мощность механизмов 61000 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз, экономическая - 14 уз; дальность плавания 2700 миль. Вооружение: 12305-мм, 16120-мм, 6 (первоначально-3) 76,2-мм орудий, 26 7,62-мм пулеметов, 4450-мм торпедных аппарата и 2 параван-охранителя. Экипаж 1286 человек.

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru