парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Учебный корабль "Комсомолец" ("Океан")
История этого необычного корабля, ранее носившего наименование "Океан", началась 28 мая 1901 года, когда на стапелях судостроительной фирмы "Говальдсверке" в Киле состоялась его закладка. 8 февраля 1902 года корабль был спущен на воду и. в том же году вступил в строй. Спроектированный и построенный специально для обучения личного состава, "Океан" в те годы был крупнейшим представителем своего класса.
Учебный корабль "Комсомолец" ("Океан")
Уже в 1903 году "Океан" выдержал первое серьезное испытание, совершив дальнее учебное плавание из Балтийского моря в Порт-Артур и обратно. В первом походе нового корабля принял участие видный ученый-кораблестроитель профессор Морской академии А. Н. Крылов.
В первые годы плаваний на корабле создавалась нелегальная большевистская организация. В июне 1910 года на "Океане" вспыхнуло революционное выступление, поддержанное частью экипажей крейсера "Громобой" и учебного артиллерийского корабля "Петр Великий". Однако оно было жестоко подавлено. Летом 1916 года, окончив машинную школу, на корабль прибыл служить кочегаром матрос Анатолий Железняков, ставший потом легендарным героем гражданской войны. В дни Февральской буржуазно-демократической революции экипаж "Океана" одним из первых присоединился к восставшим. А когда пришел Великий Октябрь, двести пятьдесят вооруженных океанцев влились в сводный отряд балтийских моряков для участия в штурме Зимнего.
"Океан" явился первым советским кораблем, совершившим поход за границу, чтобы вывезти русских раненых военнопленных, находившихся в иностранных госпиталях и желавших возвратиться на Родину. Германия должна была вернуть их Советской России согласно условиям Брестского мирного договора. Первую годовщину Великого Октября экипаж судна встретил в Штеттинском порту, подняв красный флаг Страны Советов.
Осенью 1922 года корабль вышел в первое мирное плавание. В море экипаж встретил радостную весть. Отмечая большие заслуги красных военных моряков по восстановлению корабля и в связи с решением V съезда РКСМ о принятии комсомолом шефства над флотом. Реввоенсовет Республики переименовал корабль в "Комсомолец".
Настало лето 1924 года. Для обеспечения практики курсантов училища комсостава в Кронштадте был сформирован Особый практический отряд, в который вошли легендарный крейсер "Аврора" и "Комсомолец". Выйдя 10 июля в открытое море и пройдя тысячи миль, советские корабли вновь пронесли Военно-морской флаг СССР по зарубежным водам.
Летом 1933 года во время очередного плавания в Заполярье "Комсомолец" прибыл в Мурманск, где по просьбе командования создаваемой Северной военной флотилии был оставлен на год и превращен в штабной корабль, а в конце 1934 года, вернувшись на Балтику, опять стал обеспечивать практику курсантов военно-морских училищ.
В июне 1941 года корабль находился в учебном плавании недалеко от Ханко. Здесь его застала Великая Отечественная война. Возвратившись в Ленинград, "Комсомолец" на многие месяцы застыл у причала. Как и в годы гражданской войны, почти весь его экипаж сошел на берег защищать колыбель Октября, а на борту корабля в годы суровой блокады разместилась школа боцманов Краснознаменного Балтийского флота.
В конце 1944 года поступил приказ ввести корабль в строй, и снова ожили палубы "Комсомольца". Уже к 1 мая победного, 1945 года корабль, залечив фронтовые раны (в его палубах и надстройках разорвалось двенадцать фашистских снарядов), смог приступить к ходовым испытаниям.
Началась хлопотливая, насыщенная многочисленными плаваниями мирная жизнь "Комсомольца", ежегодно на его палубу поднимались будущие офицеры советского флота, чтобы пройти все азы морских наук.
В 1956 году корабль был превращен в плавучую казарму, а затем исключен из состава флота.
Старый корабль ушел в историю, но имя "Комсомолец" осталось в строю: его унаследовал один из крейсеров дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Водоизмещение полное 11 897 т, нормальное -11675 т; длина 149,4 м, ширина 17,4 м, осадка 8,4 м; мощность главных механизмов 11 064 л. с.; скорость хода максимальная 18 уз, экономическая - 11 уз; дальность плавания 7000 миль. Вооружение: 4 75-мм и 2 47-мм орудия, 4 7,62-мм пулемета. Экипаж 180 человек.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|