Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Военные корабли

парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>

Сторожевой корабль "Вирсайтис"

Слово "Вирсайтис" в переводе с латышского означает "вождь". Корабль с таким именем был зачислен в состав Краснознаменного Балтийского флота 19 августа 1940 года, вскоре после принятия Латвии в состав СССР.

Сторожевой корабль "Вирсайтис"
Сторожевой корабль "Вирсайтис"

История этого корабля началась еще в годы первой мировой войны, когда 26 июля 1917 года в Германии для кайзеровского флота был спущен на воду тральщик "М-68". 29 октября, прибыв в Рижский залив на боевое траление, он подорвался на русской мине, выставленной революционными балтийскими моряками, и получил серьезные повреждения.

В 1918 году тральщик был снят с мели спасателями германского флота и для аварийно-восстановительного ремонта отбуксирован в Ригу. 3 января 1919 года восставший пролетариат освободил город от иноземных захватчиков. Так "М-68" оказался в руках красных латышских моряков. 10 марта приказом Реввоенсовета Латвии ему было присвоено новое наименование - "Саркана Латвия" ("Красная Латвия"). Вскоре был сформирован экипаж численностью 67 человек во главе с командиром, перешедшим на сторону Советской власти, бывшим прапорщиком М. М. Аникиным. Кроме экипажа на корабле размещался штаб отряда и группа минеров-подрывников в количестве 35 человек.

После падения в Риге Советской власти корабль по-прежнему стоял у стенки завода и лишь в 1921 году, переименованный в "Вирсайтис", вошел в состав флота буржуазной Латвии. Несмотря на антисоветскую пропаганду, царившую в те времена, простые латышские моряки, служившие на "Вирсайтисе", жадно слушали передаваемую из уст в уста историю красной флотилии и "Саркана Латвии".

Шли годы. 21 июня 1940 года латышский народ сверг ненавистный буржуазный режим и провозгласил у себя в республике Советскую власть. Через пять дней в 8 часов утра над "Вирсайтисом" взвился советский Военно-морской флаг. В августе под командованием капитана 2 ранга А. Мехерозе корабль был включен в состав группы тральщиков Охраны водного района Либавской военно-морской базы, а 17 октября 1940 года он был переименован в тральщик "Т-297".

Начало Великой Отечественной войны корабль встретил в Риге. После оставления города нашими войсками в конце июня 1941 года он принял участие в конвоировании эвакуируемых из Усть-Двинска транспортов и боевых кораблей. 25 июля он был зачислен в Охрану водного района Береговой обороны и переформирован в сторожевой корабль с восстановлением прежнего наименования, а 29 сентября переведен во вновь формируемый отряд кораблей реки Невы. В сентябре - октябре "Вирсайтис" активно участвовал в героической обороне Ленинграда, поддерживая артиллерийским огнем сухопутные части Красной Армии.

В конце осени 1941 года по указанию Ставки Верховного Главнокомандования корабли флота, форсируя в тяжелых ледовых условиях вражеские минные заграждения, производили эвакуацию мужественных защитников полуострова Ханко. К выполнению этой сложной задачи был привлечен и "Вирсайтис". Первый поход сторожевик совершил 20 ноября. Через три дня последовал второй выход. За два рейса корабль эвакуировал в Ленинград около пятисот защитников героического полуострова.

В канун декабря "Вирсайтис" в третий раз направился в опасное плавание и, приняв в гавани Ханко на борт еще 246 человек, 2 декабря в составе последнего отряда вышел в обратный путь. Истекали первые сутки опасного плавания. Трагедия пришла неожиданно. "Вирсайтис" подорвался на вражеских минах и через несколько минут погрузился на дно. Подошедшим нашим кораблям удалось подобрать и принять на борт лишь 96 защитников Ханко и членов экипажа "Вирсайтиса".

Водоизмещение нормальное 586 т; длина 60 м, ширина 7,5 м, осадка 2,4 м; мощность механизмов 1850 л. с.; скорость хода 16 уз; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2 85-мм и 2 57-мм орудия, 4 пулемета, тралы. Экипаж 66 человек.

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru