парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Сторожевой корабль "Вирсайтис"
Слово "Вирсайтис" в переводе с латышского означает "вождь". Корабль с таким именем был зачислен в состав Краснознаменного Балтийского флота 19 августа 1940 года, вскоре после принятия Латвии в состав СССР.
Сторожевой корабль "Вирсайтис"
История этого корабля началась еще в годы первой мировой войны, когда 26 июля 1917 года в Германии для кайзеровского флота был спущен на воду тральщик "М-68". 29 октября, прибыв в Рижский залив на боевое траление, он подорвался на русской мине, выставленной революционными балтийскими моряками, и получил серьезные повреждения.
В 1918 году тральщик был снят с мели спасателями германского флота и для аварийно-восстановительного ремонта отбуксирован в Ригу. 3 января 1919 года восставший пролетариат освободил город от иноземных захватчиков. Так "М-68" оказался в руках красных латышских моряков. 10 марта приказом Реввоенсовета Латвии ему было присвоено новое наименование - "Саркана Латвия" ("Красная Латвия"). Вскоре был сформирован экипаж численностью 67 человек во главе с командиром, перешедшим на сторону Советской власти, бывшим прапорщиком М. М. Аникиным. Кроме экипажа на корабле размещался штаб отряда и группа минеров-подрывников в количестве 35 человек.
После падения в Риге Советской власти корабль по-прежнему стоял у стенки завода и лишь в 1921 году, переименованный в "Вирсайтис", вошел в состав флота буржуазной Латвии. Несмотря на антисоветскую пропаганду, царившую в те времена, простые латышские моряки, служившие на "Вирсайтисе", жадно слушали передаваемую из уст в уста историю красной флотилии и "Саркана Латвии".
Шли годы. 21 июня 1940 года латышский народ сверг ненавистный буржуазный режим и провозгласил у себя в республике Советскую власть. Через пять дней в 8 часов утра над "Вирсайтисом" взвился советский Военно-морской флаг. В августе под командованием капитана 2 ранга А. Мехерозе корабль был включен в состав группы тральщиков Охраны водного района Либавской военно-морской базы, а 17 октября 1940 года он был переименован в тральщик "Т-297".
Начало Великой Отечественной войны корабль встретил в Риге. После оставления города нашими войсками в конце июня 1941 года он принял участие в конвоировании эвакуируемых из Усть-Двинска транспортов и боевых кораблей. 25 июля он был зачислен в Охрану водного района Береговой обороны и переформирован в сторожевой корабль с восстановлением прежнего наименования, а 29 сентября переведен во вновь формируемый отряд кораблей реки Невы. В сентябре - октябре "Вирсайтис" активно участвовал в героической обороне Ленинграда, поддерживая артиллерийским огнем сухопутные части Красной Армии.
В конце осени 1941 года по указанию Ставки Верховного Главнокомандования корабли флота, форсируя в тяжелых ледовых условиях вражеские минные заграждения, производили эвакуацию мужественных защитников полуострова Ханко. К выполнению этой сложной задачи был привлечен и "Вирсайтис". Первый поход сторожевик совершил 20 ноября. Через три дня последовал второй выход. За два рейса корабль эвакуировал в Ленинград около пятисот защитников героического полуострова.
В канун декабря "Вирсайтис" в третий раз направился в опасное плавание и, приняв в гавани Ханко на борт еще 246 человек, 2 декабря в составе последнего отряда вышел в обратный путь. Истекали первые сутки опасного плавания. Трагедия пришла неожиданно. "Вирсайтис" подорвался на вражеских минах и через несколько минут погрузился на дно. Подошедшим нашим кораблям удалось подобрать и принять на борт лишь 96 защитников Ханко и членов экипажа "Вирсайтиса".
Водоизмещение нормальное 586 т; длина 60 м, ширина 7,5 м, осадка 2,4 м; мощность механизмов 1850 л. с.; скорость хода 16 уз;
дальность плавания 2000 миль. Вооружение:
2 85-мм и 2 57-мм орудия, 4 пулемета, тралы. Экипаж 66 человек.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|