Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Военные корабли

парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>

Бронекатер "БКА-75"

От опаленных руин героического Сталинграда до Вены прошел по дорогам войны этот ничем не приметный на вид катер. Великая Волга и хмурое Онежское озеро, опять Волга, а потом тихий Дон, штормовое осеннее Азовское море и величавый Днепр, желто-бурый Днестровский лиман и добрая тысяча километров вверх по голубому Дунаю - вот вехи боевого пути речного бронекатера, прозванного, как и его собратья, "морским танком".

Бронекатер "БКА-75"
Бронекатер "БКА-75"

Заложенный в 1940 году, катер начал боевой путь в составе кораблей Ладожской военной флотилии в августе 1941 года. А через три месяца он был включен в 3-ю бригаду речных кораблей формируемой Волжской военной флотилии под номером "БКА-32". В конце апреля 1942 года обстановка на фронте изменилась, и "БКА-32" снова был направлен в Онежский отряд кораблей.

Пришло тяжелое лето 1942 года. Пал Севастополь, нашими войсками был оставлен Ростов, успешно начавшееся контрнаступление под Харьковом окончилось неудачей... Вышедшие на степные просторы 4-я танковая и 6-я пехотная армии немецко-фашистских войск при поддержке авиации 6-го воздушного флота, не считаясь с потерями, устремились к Сталинграду.

18 августа бронекатер был возвращен в состав Волжской военной флотилии и переименован в "БКА-75". Под командованием лейтенанта А. П. Кальченко 23 августа он вступил в первый бой, поддерживая артиллерийским огнем части 124-й стрелковой бригады, действовавшей севернее Сталинграда. Днем "БКА-75" вел огонь с закрытых позиций, а ночью, прорываясь на фланги гитлеровских войск, срывал атаки пехоты и танков противника, вступал в единоборство с артиллерийскими и минометными батареями. Более трех недель экипаж бронекатера непрерывно обеспечивал огнем действия частей 451-й стрелковой дивизии, входившей в состав 66-й армии Донского фронта. 13 сентября, когда противник начал штурм Сталинграда, "БКА-75" перешел в оперативное подчинение 62-й армии.

Базируясь севернее Сталинграда, катер вместе с другими кораблями отряда с 18 сентября оказывал артиллерийскую поддержку 124-й и 149-й стрелковым бригадам, наносившим контрудары по немецко-фашистским частям из района Рынка на Латошанку. До поздней осени бронекатер вел огонь, срывая попытки гитлеровцев форсировать Волгу. Десятки раз корабль подвергался атакам фашистских самолетов, интенсивному обстрелу танков и полевых батарей, от взрывов снарядов получал тяжелые раны, но опять возвращался в строй. И только в ноябре, когда положение наших войск севернее Сталинграда стабилизировалось и Волга начала покрываться льдом, с предельно изношенными механизмами катер ушел в Саратов на ремонт.

Боевые дела катерников были высоко оценены командованием. За успешные действия под Сталинградом военные моряки не раз поощрялись правительственными наградами. 1 марта 1943 года, отмечая заслуги в битве на Волге 1-го дивизиона бронекатеров, в который входил "БКА-75", Народный комиссар Военно-Морского Флота удостоил его гвардейского звания.

С 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года советские войска разгромили пять вражеских армий. Каждый день Совинформбюро сообщало вести о новых победах Красной Армии. Линия фронта все дальше отодвигалась от берегов Волги на запад. Перед Волжской военной флотилией встала новая боевая задача - обеспечить безопасность перевозок по главной водной артерии страны воинских и народнохозяйственных грузов, и с весны 1943 года "БКА-75" приступил к сопровождению караванов. Но в сентябре его вместе со всем дивизионом перевели в состав Азовской военной флотилии.

Погруженный на железнодорожную платформу, катер 2 октября прибыл к освобожденным берегам Азовского моря. А месяц спустя гвардейцы приняли участие в знаменитой Керченско-Эльтигенской десантной операции.

Включенный в состав 4-й штурмовой группы, катер вечером 2 ноября покинул Темрюк и направился к Керченскому полуострову. Несмотря на пятибалльный шторм, речной плоскодонный "БКА-75" упорно продвигался к цели, точно удерживая свое место в строю. Приблизившись к берегу, он одним из первых открыл огонь по вражеским позициям и, подавив артиллерийско-пулеметным огнем огневые точки противника, высадил десант. После высадки первого эшелона катер на протяжении нескольких суток занимался перевозкой войск 55-й гвардейской дивизии. 8 ноября, при следовании с очередным эшелоном "БКА-75" от сильных ударов волн и вибрации получил большую трещину в днище и стал быстро наполняться водой. Чтобы спасти катер, командир направил его на прибрежную отмель, и "БКА-75" лег на грунт.

Повреждения корабля оказались серьезными. Его даже решили не восстанавливать и исключили из боевого состава флота. Но благодаря самоотверженному труду экипажа и рабочих ростовского завода "Красный флот" уже к концу января 1944 года "БКА-75" был полностью восстановлен, вооружен 76,2-миллиметровыми танковыми артустановками "Ф-34" и затем включен в состав Дунайской флотилии. Кораблю предстояло участвовать в исторической миссии Советских Вооруженных Сил по освобождению народов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии от фашистского ига.

Под командованием Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта М. А. Соколова, а позже - гвардии лейтенанта В. Г. Чуркина катер участвовал в прорыве в Днестровский лиман и высадках десантов в Жебрияны и другие населенные пункты в устье Дуная, принимал капитуляцию кораблей неприятельской речной флотилии, осуществлял переправу сухопутных войск у Чернаводы. Только в одном бою, состоявшемся в середине октября 1944 года, совместно с тремя другими бронекатерами его экипаж уничтожил 3 железнодорожных состава, 2 артиллерийские батареи и до 10 огневых точек противника.

Новую славную страницу в боевую летопись своего корабля вписали моряки на завершающем этапе Великой Отечественной войны в сражениях за освобождение столицы Югославии Белграда. В этих боях они еще раз продемонстрировали подлинный героизм, мужество и мастерство.

Экипаж героического "БКА-75" прошел сотни огненных миль, с честью пронес свой гвардейский Флаг от стен Сталинграда до далекой Австрии.

Водоизмещение полное 52,16 т, нормальное - 49,75 т; длина 25,3 м, ширина 4,04 м, осадка 0,87 м; мощность моторов 1800 л. с.; скорость хода максимальная 37,4 км/ч, экономическая - 23 км/ч; дальность плавания до 680 км. Вооружение: 2 76,2-мм орудия, 212,7-мм и 2 7,62-мм пулемета. Принимал на борт 10 мин. Экипаж 17 человек.

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru