Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Военные корабли

парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>

Крейсер "Память Азова"

Среди экспонатов сокровищницы русского ювелирного искусства - Оружейной палаты Московского Кремля - внимание посетителей привлекает маленькая шкатулка, выполненная из гелиотропа в виде расколотого крупного яйца, внутрь которого вложена миниатюрная золотая копия крейсера "Память Азова". Чем знаменит этот корабль, что его модель была специально изготовлена для украшения царских палат?

Названный в честь героического парусного линейного корабля "Азов", покрывшего себя неувядаемой славой в Наваринском сражении, этот крейсер был заложен в 1886 году на Балтийском заводе, в 1888 году спущен на воду и в 1890 году вступил в строй, пополнив состав кораблей гвардейского экипажа. На его борту в октябре 1890 - апреле 1891 года совершил свое путешествие к берегам Японии 22-летний престолонаследник Николай II.

Крейсер "Память Азова"
Крейсер "Память Азова"

Предназначенный для защиты интересов самодержавия крейсер "Память Азова" вошел в нашу историю не как ревностный царский служака, а как первый мятежный корабль Балтийского флота.

Шел 1906 год. Первая русская революция была залита кровью, но восстания на кораблях и в частях, забастовки и стачки не прекращались. Крейсер "Память Азова" в то время входил в состав учебно-артиллерийского отряда и базировался на Ревель. На корабле была создана социал-демократическая ячейка, возглавляемая артиллерийским квартирмейстером Нефедом Лобадиным. Большевики доставляли на корабль нелегальную политическую литературу и распространяли ее среди экипажа.

19 июля "Память Азова" вместе с другими кораблями отряда минными крейсерами "Абрек", "Воевода" и несколькими миноносцами - стояли на якоре в бухте. Вечером на крейсер с известием о восстании матросов в Свеаборгcкой крепости пробрался переодетый в форму большевик Арсений Коптюх, однако он был схвачен командованием и арестован. Это послужило толчком к восстанию. По сигналу Н. Лобадина революционно настроенные матросы бросились к пирамидам с оружием и захватили крейсер. Утром 20 июля над "Памятью Аэова" взвился алый флаг.

К концу дня из-за нечеткой организованности моряков других кораблей восстание было подавлено. Не желая сдаться, Н. Лобадин застрелился, А. Коптюх и еще 222 матроса были преданы суду. Приговор был жестоким: 18 человек было казнено, 40 приговорено к различным срокам каторжных работ и тюремного заключения, многие отправлены в арестантские батальоны.

Разгневанный император приказал переименовать крейсер в "Двину" и переклассифицировать в учебное судно. На корабле были спущены Георгиевский флаг и вымпел и срублен с форштевня Георгиевский крест. Но и с новым названием экипаж остался верен революционным традициям. Когда в феврале 1917 года пал царский режим, кораблю по требованию матросов вскоре вернули имя "Память Азова". В этот день у борта старого крейсера состоялся большой митинг в честь памяти бойцов, павших за революцию.

Настала тревожная весна 1918 года. Корабль стоял в главной базе флота Балтийского моря Гельсингфорсе. Здесь его застали контрреволюционный переворот в Финляндии и высадка на ее территорию германских войск. Верные революции балтийские моряки сумели в тяжелых ледовых условиях вывести большинство кораблей в Кронштадт и Петроград и сохранить их для молодой Советской Республики. Старый же крейсер без топлива и большей части экипажа был оставлен в качестве штаба старшего морского начальника русских морских сил в водах Финляндии. Гельсингфорс он покинул лишь 28 мая последним.

Ошвартованный к причалу в Лесной гавани Кронштадта и приспособленный под плавучую базу подводных лодок, крейсер "Память Азова" в ночь на 18 августа 1919 года был атакован английским торпедным катером и, получив попадание торпедой, лег на грунт...

Водоизмещение 6734 т; длина 115,6 м, ширина 15,6 м, осадка 8,2 м; мощность механизмов 5664 л. с.; скорость хода максимальная 16 уз; дальность плавания 3190 миль. Вооружение: 2203-мм, 13 152-мм, 263-мм, 7 47-мм и 8 37-мм орудий, 3 торпедных аппарата. Экипаж 569 человек.

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru