парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Крейсер "Аскольд"
Этот пятитрубный красавец крейсер нельзя спутать ни с каким другим кораблем всех флотов мира. Даже окрашенный в темный зеленовато-оливковый боевой цвет, он красотой и стремительностью обводов корпуса вызывал всеобщее восхищение и привлекал к себе пристальное внимание.
Бронепалубный крейсер 1 ранга "Аскольд" был заложен в 1899 году по заказу русского правительства на судоверфи в городе Киль. В 1900 году корабль был спущен на воду и через два года вошел в состав Балтийского флота. Вскоре "Аскольд" перешел на Дальний Восток, пополнив Тихоокеанскую эскадру.
Крейсер "Аскольд"
На второй день после начала русско-японской войны, 27 января 1904 года, крейсер в составе эскадры вступил в перестрелку с японскими кораблями. Находясь в Порт-Артуре, "Аскольд" совершил пять боевых выходов, а 28 июля 1904 года вместе с эскадрой покинул главную базу, пытаясь прорваться во Владивосток. Во время боя в Желтом море корабль получил несколько подводных и надводных пробоин и, оторвавшись от основных сил эскадры, прорвал вражескую блокаду. Однако из-за больших повреждений и потерь в личном составе крейсер был вынужден зайти в нейтральный морской порт Шанхай и находиться там до окончания боевых действий.
После войны "Аскольд" прибыл во Владивосток и вошел в состав Сибирской флотилии, а осенью 1914 года перешел в Средиземное море. Действуя там совместно с английским и французским флотами, "Аскольд" в апреле 1915 года участвовал в Дарданелльской операции.
Союзное командование неоднократно отмечало русский крейсер, который всегда имел блестящую репутацию и вызывал всеобщее восхищение точностью стрельбы.
Пройдя за полтора года войны более 55 тысяч миль, "Аскольд" в марте 1916 года отправился во французский порт Тулон для ремонта, который продлился более года. На корабле была создана нелегальная военно-революционная организация, в которой было около 30 членов РКП(б) и сочувствующих. Во Франции матросы крейсера часто встречались с русскими политэмигрантами, доставлявшими на корабль нелегальную литературу.
Узнав о создании на корабле революционной организации, командование крейсера пошло на провокацию - устроило в артиллерийском погребе взрыв 75-миллиметрового снаряда. Вся вина была свалена на революционно настроенных матросов, объявленных на следствии и суде немецкими шпионами. После обысков восемь аскольдовцев предстали перед судом, четверо из них - Д. Г. Захаров, Ф. И. Бешенцев, Е. Г. Шестаков и А. А. Бирюков были расстреляны, еще несколько "неблагонадежных" было списано с крейсера.
Февральская буржуазно-демократическая революция застала "Аскольд" в английском порту. Узнав о свержении царизма, матросы настояли на списании с корабля и отправке в Россию участников тулонской провокации и открыто перешли на сторону революции.
17 июня 1917 года крейсер прибыл в Россию, бросив якорь на рейде Мурманска. Находясь в составе флотилии Северного Ледовитого океана, экипаж революционного корабля встретил Великий Октябрь. На митинге, состоявшемся 29 октября, моряки вынесли следующую резолюцию: "Команда стоит на страже власти Советов и такое свое решение будет поддерживать всеми имеющимися средствами".
Экипаж "Аскольда" оказался наиболее революционно настроенным среди экипажей кораблей, базировавшихся на Мурманск, поэтому эсеро-меньшевистские предатели, засевшие в Мурманском Совете, стремились расколоть монолитность рядов матросов "Аскольда". С этой целью весной 1918 года часть матросов была демобилизована, часть направлена на укомплектование экипажей других кораблей после чего на "Аскольде" была оставлена небольшая команда для его охраны.
Однако и оставшийся на корабле малочисленный экипаж продолжал стоять на большевистских позициях. Английские интервенты, обеспокоенные революционными выступлениями личного состава, 14 июля 1918 года вооруженным путем захватили крейсер и под конвоем морской пехоты отправили моряков на берег. Попавший в руки англичан корабль был разграблен, разоружен и впоследствии уведен в Англию. В ноябре 1921 года, по окончании гражданской войны и иностранной военной интервенции, "Аскольд" был возвращен Советской России, но ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию по решению правительства продан на металлолом.
Водоизмещение нормальное 5905 т;
длина 130 м, ширина 15 м, осадка 6 м; мощность механизмов 19000 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз; дальность плавания 3140 миль. Вооружение: 12 152-мм, 12 75-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 534 человека.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|