| |
парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
Эскадренный броненосец "Князь Потемкин - Таврический"
"...Броненосец "Потемкин" остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии", - так охарактеризовал В. И. Ленин революционное восстание на эскадренном броненосце Черноморского флота "Князь Потемкин-Таврический" в июне 1905 года.
Закладка корабля состоялась 28 сентября 1898 года на заводе Николаевского адмиралтейства. Через два года он был спущен на воду и в мае 1905 года вступил в строй.
Эскадренный броненосец "Князь Потемкин - Таврический"
Вскоре после закладки корабля начал формироваться его экипаж, который, тесно общаясь с рабочими Николаева, часто знакомился с нелегальной большевистской литературой. Слухи об этом дошли до командования, и весной 1902 года корабль был переведен для достройки в Севастополь. В то время на флоте стали организовываться социал-демократические кружки, руководимые подпольным Центральным военно-морским исполнительным комитетом РСДРП, или, как его называли матросы. Централкой, во главе которого стояли большевики А. М. Петров, И. Т. Яхновский, А. И. Гладков, И. А. Чернов и другие. В состав Централки вошел и организатор социал-демократической группы на "Потемкине" артиллерийский унтер-офицер Г. Н. Вакуленчук.
Руководствуясь указаниями В. И. Ленина и имея тесные связи с комитетом РСДРП многих городов России, Централка готовила вооруженное восстание на Черноморском флоте, которое предполагалось провести осенью 1905 года и рассматривалось как составная часть всеобщего восстания по всей стране.
Однако на "Потемкине" оно вспыхнуло раньше намеченного срока, 14 июня. При стоянке на Тендровском рейде на обед экипажу был подан борщ, приготовленный из испорченного мяса. Возмущенные матросы стали роптать и отказались от приема пищи. В ответ на законные претензии экипажа командование сыграло Большой сбор и перешло к угрозам расправы над зачинщиками выступления. По инициативе минного машиниста А. Н. Матюшенко, бывшего в тесных связях с социал-демократами, матросы разобрали винтовки и, арестовав офицеров, расстреляли командира корабля и еще пятерых ненавистных им офицеров. В самом начале восстания выстрелом из револьвера был смертельно ранен любимец экипажа Г. Н. Вакуленчук, пытавшийся разрешить инцидент с борщом мирным путем и считавший, что восстание в тот момент было еще преждевременным.
Овладев кораблем, восставшие моряки избрали судовую комиссию и командный состав, организовали охрану оружия, механизмов и арестованных. Находившийся при броненосце небольшой миноносец № 267, так же как и "Потемкин", поднял на стеньге фок-мачты красный флаг и присоединился к восстанию.
Вечером того же дня мятежный броненосец в сопровождении миноносца прибыл в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Однако в этих условиях ни на "Потемкине", ни среди социал-демократов Одессы, руководители которых были схвачены царской охранкой, человека, способного объединить силы восставших, не нашлось. Потемкинцы и пролетариат города ограничились лишь массовой демонстрацией и траурным митингом во время похорон Г. Н. Вакуленчука.
17 июня для подавления восстания на "Потемкине" царское правительство направило эскадру в составе пяти броненосцев, крейсера и шести миноносцев. Восставшие в свою очередь надеялись на присоединение к ним других кораблей флота, поэтому революционные корабли с гордо поднятыми красными флагами смело вышли в открытое море навстречу карателям. Однако из всех кораблей к ним присоединился лишь эскадренный броненосец "Георгий Победоносец", который вышел из общего строя и вслед за "Потемкиным" направился на Одесский рейд. Но среди команды этого корабля вскоре произошел раскол, и он был сдан царским властям.
Не получив поддержки других кораблей, "Потемкин" в сопровождении миноносца вечером следующего дня направился в Констанцу, надеясь пополнить там запасы топлива, воды и продовольствия, но румынские власти отказали в выдаче необходимых продуктов революционным кораблям, поэтому они были вынуждены выйти в море и следовать в Феодосию. Перед уходом из Констанцы моряки в местных газетах опубликовали воззвания "Ко всем европейским державам" и "Ко всему цивилизованному миру", в которых разъясняли причины и цели восстания.
В Феодосии "Потемкина" уже ждали регулярные войска царской армии и жандармы, встретившие высадившуюся на берег группу матросов ружейным огнем. Потеряв несколько человек убитыми, ранеными и арестованными, корабль 24 июня возвратился в Констанцу и сдался румынским властям. На следующий день матросы, спустив флаг на непобежденном корабле революции, в качестве политэмигрантов сошли на берег.
27 июня Румыния вернула мятежный броненосец России. На "Потемкин" с других кораблей было пересажено 10 офицеров и 200 матросов, и на буксире он был доставлен в Севастополь. Не пожелавшие остаться в Румынии матросы были арестованы и предстали перед судом.
Напуганное революционным восстанием на броненосце, царское правительство 29 сентября 1905 года переименовало корабль в "Пантелеймон", но прибывшие служить на него моряки продолжали называть броненосец "Потемкиным". И, когда в Севастополе восстал крейсер "Очаков", экипаж "Пантелеймона", руководимый членом РСДРП унтер-офицером Иваном Сиротенко, 13 ноября 1905 года одним из первых на флоте присоединился к восстанию.
В дни Февральской революции кораблю восстановили его прежнее наименование "Потемкин-Таврический", а месяц спустя, учитывая заслуги его экипажа в революционном движении, присвоили имя "Борец за свободу".
Потемкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, которая была провозглашена в Севастополе 16 декабря 1917 года. Многие из них ушли воевать за Республику Советов.
В мае 1918 года корабль оказался захваченным кайзеровскими войсками, а вскоре Севастополь занял Деникин, которого через месяц сменили англо-французские интервенты. Весной 1919 года Крым вновь стал советским. Уходя из Севастополя, интервенты взорвали корабль.
Водоизмещение 12 480 т; длина 115,4 м, ширина 22,2 м, осадка 8,3 м; мощность механизмов 10 600 л. с.; скорость хода 16 уз;
дальность плавания 3750 миль. Вооружение;
4305-мм, 16152-мм, 14 75-мм, 2 63-мм, 6 47-мм орудий, 4 пулемета, 5 торпедных аппаратов. Экипаж 731 человек.
<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
|