Главная
Фотоархив
 
Подводные лодки
Развитие подводных лодок
Катастрофы подводных лодок
 
Военные корабли
Гражданские корабли
История андреевского флага
Корабли на почтовых марках
 
Армейские приколы
Военные пословицы
Коммунистические плакаты
 
Статьи


ПОИСК ПО САЙТУ
Google
Web shipandship.chat.ru


Главная > Военные корабли

парусники | пароходы, броненосцы | корабли ВОВ | современные корабли

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>

Эскадренный миноносец "Карл Либкнехт"

Этот корабль был заложен на Сандвикской верфи в Гельсингфорсе в 1904 году под названием "Финн", через год спущен на воду и в 1906 году вступил в строй. Во время первой мировой войны миноносец в составе минной дивизии Балтийского флота участвовал во многих миннозаградительных операциях, нес дозорную службу, осуществлял конвоирование транспортов.

В августе 1917 года экипаж эсминца вынес резолюцию с требованием передачи всей власти Советам. В апреле 1918 года корабль участвовал в героическом Ледовом походе кораблей флота Балтийского моря из Гельсингфорса в Кронштадт, а осенью того же года по указанию В. И. Ленина по Мариинской системе и Волге перешел в Астрахань для борьбы с белогвардейцами и английскими интервентами на Каспийском море. Включенный в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии, эсминец в феврале 1919 года был переименован в "Карл Либкнехт".

Эскадренный миноносец "Карл Либкнехт"
Эскадренный миноносец "Карл Либкнехт"

В ночь на 5 мая 1919 года эсминец стоял на рейде возле форта Александровский, незадолго до этого освобожденного советским десантом. Радиостанцией форта была перехвачена белогвардейская телеграмма с сообщением о том, что из Петровска в Гурьев на пароходе "Лейля" вышла деникинская миссия для переговоров с Колчаком.

Получив приказание выйти в море и захватить в плен пароход, "Карл Либкнехт" снялся с якоря и вышел на поиск. Вскоре на горизонте показались два дымка, принадлежавшие "Лейле" и сопровождавшему ее английскому вспомогательному крейсеру "Президент Крюгер". Заметив встречный корабль и приняв его за свой, конвоир лег на обратный курс и возвратился в Петровск. "Карл Либкнехт" пошел на сближение с "Лейлей". Подняв сигнал с требованием остановиться и произведя предупредительный орудийный выстрел, советский эсминец спустил шлюпку с группой вооруженных матросов во главе с боцманом А. Болонкиным.

На вражеском судне началась паника. Руководитель делегации бывший военный министр Колчака и генерал-губернатор белой Одессы генерал Гришин-Алмазов и два его адъютанта застрелились, остальные белогвардейцы, бросив оружие, сдались в плен. В качестве трофеев красными моряками было взято много оружия и военного снаряжения, а также большое количество документов.

Пришла весна 1920 года. Как только на севере Каспия сошел лед, корабли Волжско-Каспийской военной флотилии приступили к активным действиям. На рассвете 4 апреля эскадренный миноносец "Карл Либкнехт" под флагом командующего флотилией покинул Петровск и в сопровождении истребителя "Зоркий" направился к форту Александровский. После двухчасового упорного боя с двумя белогвардейскими вспомогательными крейсерами он на следующий день принудил к капитуляции гарнизон форта.

В приказе Реввоенсовета Республики № 192 от 24 апреля 1920 года писалось: "Награждается Почетным Революционным Красным Знаменем миноносец Каспийской флотилии "Карл Либкнехт". За блестящий бой у форта Александровского с двумя крейсерами противника "Милютин" и "Опыт", из которых у первого была пробита корма, и оба они спаслись бегством благодаря наступившей темноте. Результатом этого боя явилось занятие форта Александровского, причем были взяты в плен 2 генерала, 70 офицеров и 1096 казаков, а равно захвачены большие трофеи, в том числе 24 ящика серебра общим весом свыше 80 пудов, около 100 000 000 разных денежных знаков, винтовки, пулеметы и большое количество медикаментов".

Являясь флагманским кораблем, Краснознаменный эсминец в мае 1920 года принял участие в освобождении от мусаватистов Баку и в Энзелийской десантной операции Волжско-Каспийской военной флотилии, в результате которой все Каспийское море было очищено от белогвардейцев и английских интервентов.

28 декабря 1922 года "Карл Либкнехт" был разоружен и сдан в Бакинский порт на хранение, а в июле 1925 года разобран на металлолом и 1 декабря того же года исключен из списков Морских сил Каспийского моря.

Водоизмещение 620 т; длина 72,5 м, ширина 8,2 м, осадка 2,9 м; мощность механизмов 6200 л. с.; скорость хода максимальная 25 уз; дальность плавания 1020 миль (экономическим ходом). Вооружение: 2 102-мм и 1 37-мм орудие (первоначально: 2 75-мм и 6 57-мм), 4 пулемета, 3 450-мм торпедных аппарата. Принимал на борт 20 якорных мин заграждения. Экипаж 99 человек.

<<<предыдущий корабль | предпросмотр | следующий корабль>>>
При перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна. Пишите: ships@tut.by



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru